Реферат: СОДЕРЖАНИЕ И НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТА РАСЧЕТОВ ПО ЗАРБОТНОЙ ПЛАТЕ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
ГЛАВА I. ТЕОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТА.
1.1. Понятие и сущность аудита.
1.2. Законодательная и нормативная база аудита.
1.3. Виды и методы аудита.
ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ И НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТА РАСЧЕТОВ ПО ЗАРБОТНОЙ ПЛАТЕ.
2.1. Цели и задачи аудита заработной платы. Нормативное регулирование аудита по оплате труда.
2.2. Этапы и методы проведения аудита заработной платы.
2.3. Типичные ошибки при проведении аудита.
ГЛАВА III. ПРОВЕДЕНИЕ АУДИТА УЧЕТА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ НА ПРИМЕРЕ ТОО.
3.1. Проверка, составление плана и программы аудита заработной платы.
3.2. Сбор аудиторских доказательств и обобщение результатов проверки.
Дата добавления на сайт: 18 мая 2025
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
ГЛАВА I. ТЕОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТА.
Понятие и сущность аудита.
Законодательная и нормативная база аудита.
Виды и методы аудита.
ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ И НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТА РАСЧЕТОВ ПО ЗАРБОТНОЙ ПЛАТЕ.
2.1. Цели и задачи аудита заработной платы. Нормативное регулирование аудита по оплате труда.
2.2. Этапы и методы проведения аудита заработной платы.
2.3. Типичные ошибки при проведении аудита.
ГЛАВА III. ПРОВЕДЕНИЕ АУДИТА УЧЕТА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ НА ПРИМЕРЕ ТОО.
3.1. Проверка, составление плана и программы аудита заработной платы.
3.2. Сбор аудиторских доказательств и обобщение результатов проверки.
.
ГЛАВА I. ТЕОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТА.
Понятие и сущность аудита.
Согласно Закона «Об аудиторской деятельности» аудиторская организация- это коммерческая организация, созданная для осуществления аудиторской деятельности (аудиторских проверок и сопутствующих аудиту услуг). Она может быть создана в организационно-правовой форме товарищества с ограниченной ответственностью. Иностранные аудиторские организации могут осуществлять аудиторскую деятельность в Казахстане только путем образования аудиторских организаций-резидентов РК. Резидентами РК, согласно требованиям налогового кодекса, признаются юридические лица, органы управления которых находятся в Республике Казахстан.
Основной целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых субъектов и соответствия порядка организации и ведения бухгалтерского учета в них законодательству РК. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет ее пользователю делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемого субъекта и принимать базирующиеся на их основе обоснованные решения.
Отличие аудита от аудиторской деятельности состоит в том, что аудиторская деятельность предусматривает оказание клиентам различных видов аудиторских услуг. Главная цель внешнего аудита – дать объективные, реальные и точные сведения об аудируемом субъекте.
Для этого должны быть выполнены следующие задачи:
составлены план и программа проведения аудита;
определены виды, источники и методы получения аудиторских доказательств;
проведена аудиторская проверка экономического субъекта;
выражено мнение по результатам проведенного аудита о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Результаты аудиторской проверки являются основой для принятия важных управленческих решений. Поэтому в международной практике аудиторская деятельность может регулироваться не только профессиональными аудиторскими организациями, но и в государственных масштабах.
Законодательная и нормативная база аудита.
В Казахстане разработана система нормативного регулирования аудиторской деятельности. Первый Закон «Об аудиторской деятельности в РК» был принят 18 октября 1993 г. Через пять лет, 20 ноября 1998 г., был принят второй Закон РК «Об аудиторской деятельности», в который по мере необходимости вносятся изменения и дополнения. Этот Закон относится к документам первого уровня, регулирующих аудиторскую деятельность в РК.
На 1 уровне находится Закон РК «Об аудиторской деятельности», который относится к основным законодательным актам. Закон регулирует отношения, возникающие между государственными органами, юридическими и физическими лицами, аудиторами и аудиторскими организациями в процессе осуществления аудиторской деятельности в РК. Он определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого равноправного элемента.
К документам второго уровня относятся международные стандарты аудита (МСА) в РК. Аудиторская деятельность в Казахстане организуется с учетом опыта, сложившегося в мировой практике. На пятой Республиканской конференции Палаты аудиторов РК, состоявшейся в марте 2000 г., было принято решение о переходе аудита в РК на международные стандарты и принятии их в качестве национальных..
Внедрение МСА способствует переходу казахстанской экономики на качественно новый уровень развития, когда главными ценностями становится благоприятный инвестиционный климат, прозрачность финансовой отчетности, открытость, достоверность финансового положения и результатов деятельности компаний. Они определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для исполнения субъектами рынка..
К документам третьего уровня относятся- внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности, разрабатываемые аудиторскими фирмами на базе практики аудита. Они детализируют документы более высоких уровней. Содержание и форма таких документов совершенствуются по мере становления и расширения рынка аудиторских услуг.
В процессе регулирования аудиторской деятельности в Казахстане принимают непосредственное участие следующие государственные организации:
Департамент методологии бухгалтерского учета и аудита Министерства финансов РК;
Палаты аудиторов РК;
Квалификационная комиссия по аттестации аудиторов.
Департамент методологии бухгалтерского учета и аудита Министерства финансов РК (далее - Департамент) является основным уполномоченным государственным органом, определенным Правительством РК. Департамент осуществляет контроль над деятельностью аудиторов и аудиторских организаций путем лицензирования аудиторской деятельности, т.е. выдачи, приостановления, отзыва лицензии.
Основными функциями Департамента являются:
издание в пределах его компетенции нормативно-правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;
утверждение стандартов аудиторской деятельности;
организация в установленном законодательством РК порядке системы лицензирования аудиторской деятельности;
организация системы надзора за соблюдением аудиторскими организациями и аудиторами лицензионных требований и условий;
утверждение квалификационных требований к аудиторам;
контроль за соблюдением аудиторскими организациями и аудиторами стандартов аудиторской деятельности;
ведение реестра аудиторов и аудиторских организаций;
публикация в средствах массовой информации сведений о выдаче, отзыве и приостановлении действия лицензии;
рассмотрение обращений аудиторов, аудиторских организаций и аудируемых организаций, связанных с осуществлением аудиторской деятельности.
Палаты аудиторов РК являются некоммерческими профессиональными организациями, осуществляющими регулирование деятельности аудиторов и аудиторских организаций в рамках своих полномочий. Они объединяют на добровольной основе аудиторов, аудиторские организации и финансируются за счет членских взносов и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.
Целью их деятельности является содействие развитию, совершенствованию и унификации аудиторской деятельности в Республике Казахстан, повышение профессионального потенциала аудиторских кадров, представление и защита прав и законных интересов своих членов. Палаты аудиторов регулярно проводят и оказывают всестороннюю поддержку мероприятий, направленных на развитие аудита и бухгалтерского учета в Республике Казахстан.
Членство в Палате аудиторов предусматривает следующие категории:
Действительные члены - | аудиторы, имеющие квалификационное свидетельство «аудитор». |
Ассоциированные члены - | аудиторские организации, имеющие лицензию на занятие аудиторской деятельностью. |
Аудиторы и аудиторские организации выступают членами только одной профессиональной организации.
Члены Палаты аудиторов:
- состоят в профессиональной аудиторской организации, объединяющей большинство аудиторов Казахстана
- состоят в профессиональной аудиторской организации, уже 10 лет являющейся действительным членом
Международной федерации бухгалтеров
;
- обладают правом принять участие в работе
комитетов Палаты аудиторов
;
- получают методические рекомендации и разъяснения от профессиональных аудиторов;
- проходят повышение квалификации у именитых преподавателей;
- проходят контроль качества в соответствии с Международным стандартом контроля качества №1
и на основании документации Института присяжных бухгалтеров Шотландии;
- обладают возможностью получить Международный сертификат CIPA;
- бесплатно получают Сборник Международных стандартов аудита в последней редакции, переведенной на русский язык;
- обладают эксклюзивным правом на доступ к закрытой части веб-сайта Палаты аудиторов:
- имеют возможность принять участие в международных конференциях и мероприятиях ЕССБА, CIPA EN,
МФБ
и других организаций.
Решение о принятии в члены Палаты аудиторов принимается Советом Палаты аудиторов простым большинством голосов.
Дополнительные требования: действительным членам палаты аудиторов необходимо заполнить анкету, утвержденную постановлением Совета Палаты аудиторов №11 от 26 февраля 2009 года.
Квалификационная комиссия по аттестации аудиторов образуется в организационно-правовой форме учреждения (некоммерческая организация) на республиканской конференции палат аудиторов. Частное учреждение «Квалификационная комиссия Палаты аудиторов по аттестации кандидатов в аудиторы Республики Казахстан» (далее – Квалификационная комиссия Палаты аудиторов) является некоммерческой организацией и действует на основании Положения в целях аттестации кандидатов в аудиторы, желающих заниматься аудиторской деятельностью на территории Республики Казахстан.
Квалификационная комиссия Палаты аудиторов создана путем преобразования первой казахстанской Квалификационной комиссии, осуществляющей свою деятельность с 1999 года. Единственным учредителем является объединяющая в себе большинство аудиторов и аудиторских организаций страны, аккредитованная Министерством финансов РК Профессиональная аудиторская организация «Палата аудиторов Республики Казахстан».
Квалификационной комиссией Палаты аудиторов разработана и утверждена программа аттестации кандидатов в аудиторы, соответствующая международным стандартам финансовой отчетности, утвержденным Фондом Комитета международных стандартов финансовой отчетности, стандартам аудита и налоговому, гражданскому, банковскому, страховому, пенсионному законодательству Республики Казахстан.
Основными функциями Квалификационной комиссии являются:
- определение квалификационного уровня кандидатов в аудиторы посредством проведения экзаменов на основе квалификационных требований;
- принятие решения о присвоении квалификации «аудитор» путем выдачи свидетельства о присвоении квалификации «аудитор» и личной печати аудитора;
- принятие решения об аннулировании квалификационного свидетельства и информирование об этом решении Департамента и Национального банка РК.
Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности - это проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью. Аттестация осуществляется в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационное свидетельство аудитора и личная печать с указанием номера квалификационного свидетельства. Срок его действия не ограничен.
Физические лица, желающие получить свидетельство аудитора, должны иметь: диплом о высшем образовании и трудовой стаж менее 3 лет в экономической, финансовой, контрольно- ревизионной или в правовой сферах или в области научно-преподавательской деятельности по бухгалтерскому учету и аудиту в высших учебных заведениях. по бухгалтерскому учету и аудиту.
Лица, не прошедшие аттестацию, допускаются к прохождению повторной аттестации не раньше чем через 3 месяца.
Деятельность по проведению аудита осуществляется только при наличии соответствующей лицензии, которая может быть получена аудиторской организацией как юридическим лицом. Аудиторам, работающим в составе аудиторских организаций, лицензии не требуются.
Лицензия на осуществление аудиторской деятельности является постоянной и действует на всей территории Республики Казахстан.
Лицензирование аудиторской деятельности, в том числе порядок выдачи, приостановления и аннулирования лицензии, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о лицензировании.
Виды и методы аудита.
В основу обшей классификации аудита могут быть положены следующие признаки: статус аудитора, принцип инициативы, объект изучения, периодичность осуществления и применяемые методы. В зависимости от статуса аудитора, осуществляющего аудиторские процедуры, выделяют внешний и внутренний аудит. Внешний аудит проводится независимой аудиторской организацией (аудитором) на договорной основе с экономическим субъектом главным образом с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и отчетности, а также оказания консультационных услуг администрации. Внешний аудит исходя из отраслевых особенностей подразделяется на общий аудит, аудит страховых организаций, аудит банков и аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов.Внутренний аудит выступает неотъемлемой частью системы управленческого контроля на предприятии. Его цель - оценка эффективности функционирования системы управления. Она достигается в процессе контроля со стороны специального органа, создаваемого на предприятии (службы внутреннего аудита), за достоверностью бухгалтерской отчетности, исполнением смет расходов, сохранностью имущества, а также путем разработки предложений по совершенствованию методов организации производства, взаимодействия различных подразделений.
В то же время внутренний аудит по содержанию и методам проведения имеет много общего с внешним аудитом и в значительной мере является информационной базой для последнего. При должной организации внутреннего аудита на предприятии существенно сокращаются объем и содержание внешнего аудита, проводимого в предусмотренных законодательством случаях. Общая классификация аудита Однако между внутренним и внешним аудитом имеются и существенные различия. Это прежде всего различия в уровнях независимости. Служба внутреннего аудита организуется на самом предприятии, подчиняется его руководству и находятся полностью на их содержании. В связи с этим независимая деятельность органов внутреннего аудита возможна, как правило, только в отношении структурных подразделений предприятия, деятельность которых подвергается проверке. Что касается аудиторских организаций, осуществляющих внешний аудит, то они полностью как материально, так и организационно независимы от проверяемого предприятия и осуществляют свою деятельность на договорной основе. Внутренний аудит, являясь составной частью внутрихозяйственного контроля на предприятии, осуществляется непрерывно. Внешний аудит проводиться периодически, как правило, один раз в год. Исходя из принципа инициативы проведения аудит может быть инициативным (добровольным) или обязательным. Инициативный аудит проводится, как правило, по решению администрации предприятия или его учредителей. Его цель - выявить недостатки в методике и организации бухгалтерского учета, составлении отчетности, налогообложении, провести анализ финансового состояния предприятия, разработать рекомендации по повышению эффективности его деятельности. Если провести дальнейшую детализацию объекта исследования, то в рамках операционного аудита можно выделить аудит кризисного предприятия, аудит инвестиционных проектов, экологический аудит и др. Аудит кризисного предприятия направлен на оценку факторов, возникновения кризисной ситуации на предприятии, разработку антикризисной программы, контроль и оценку эффективности ее выполнения. Аудит инвестиционных проектов проводится на стадии отбора конкретного проекта (оценка эффективности инвестиционных решений) и на различных этапах его реализации (послеинвестиционный аудит). Важнейшими задачами экологического аудита помимо оценки уровня техногенной и экологической безопасности предприятия являются анализ информации о выполнении предприятием экологического законодательства, реализации им планов природоохранной деятельности, установление соответствия нормативов природоохранной деятельности предприятия его экопаспорту. Аудит на соответствие. Цель такого аудита состоит в определении, соблюдаются ли на предприятии те конкретные правила, нормы, законы, инструкции, пункты договоров, которые оказывают воздействие на результаты деятельности или отчеты, а также те специфические требования, которые предписаны персоналу администрацией. В ходе проверки на соответствие устанавливается: соответствует ли деятельность предприятия его уставу; правильно ли начисляются средства на оплату труда и другие выплаты работникам; обоснованно ли производится списание затрат на себестоимость продукции и правильно ли уплачиваются налоги по действующему законодательству; соблюдаются ли условия кредитных договоров по использованию заемных средств и их возврату кредиторам; выполняются ли условия договоров поставки продукции и др. С точки зрения периодичности осуществления аудиторских проверок различают первоначальный и периодический аудит. Первоначальный аудит означает проведение проверки на данном предприятии впервые. При проведении обязательного аудита аудиторская организация обязана страховать риск ответственности за нарушение условий договора. Исходя из объекта изучения принято выделять три вида аудита: финансовый аудит, операционный аудит и аудит на соответствие
ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ И НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТА РАСЧЕТОВ ПО ЗАРБОТНОЙ ПЛАТЕ.
2.1. Цели и задачи аудита заработной платы. Нормативное регулирование аудита по оплате труда.
Основной целью аудитора при проверке оплаты труда является составление обоснованного мнения относительно достоверности и полноты информации о состоянии расчетов по оплате труда, отраженной в бухгалтерской (финансовой) отчетности проверяемой организации и пояснениях к ней.
Основная задача аудита оплаты труда - проверка соблюдения нормативно-правовых актов при начислении оплаты труда, удержаниях из нее и правильности ведения бухгалтерского учета по оплате труда.
Задачи аудитора:
Проверяя правильность оплаты труда, аудитор проверил:
- наличие и соответствие законодательству первичных документов по учету рабочего времени, объема выполненных работ, услуг, выпущенной продукции;
- соответствие показателей аналитического учета по счету 70 с записями в Главной книге и бухгалтерском балансе на одну и туже дату.
2. При проверке использования фонда оплаты труда, аудитор проверил: - соблюдение установленных штатным расписанием должностных окладов работников предприятия;
- своевременность их индексации с учетом роста цен в условиях инфляции;
- утверждено ли штатное расписание на Совете правления или собрания акционеров, учредителей;
- правильность оплаты по сдельным нарядам рабочих, имелись ли случаи приписки невыполненных работ;
- правильность выплаты премий работникам предприятия (на основании утвержденного Положения или произвольно волевым действиям руководителя).
Организация и ведение бухгалтерского учета оплаты труда осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус.
В зависимости от назначения и статуса нормативные документы в нашей стране имеют многоуровневый характер.
Основным нормативным актом 1 уровня является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. №129-ФЗ. Этот Закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составление отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность.
При списании затрат на оплату труда для целей налогообложения с 1 января 2002 г. необходимо руководствоваться ст.254 Налогового Кодекса Российской Федерации (НК РФ).
Расширенный перечень расходов на оплату труда приведен в ст.255 НК РФ.
К расходам на оплату труда относятся:
- любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах;
- стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления;
- связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления;
- расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
При осуществлении расходов на оплату труда необходимо также учитывать вступивший в действие Трудовой Кодекс Российской Федерации (ТК РФ) с 1 февраля 2002 г., введенный Федеральным законом от 30.12.2001 № 197-ФЗ.
Непосредственно, системы оплаты труда, общие уровни заработной платы и отдельных выплат, устанавливаются следующими нормативными документами (статья 135 ТК РФ):
в отношении работников организаций, финансируемых из бюджета, - соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами;
в отношении работников организаций со смешанным финансированием (бюджетное финансирование и доходы от предпринимательской деятельности) - законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций;
в отношении работников других организаций - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций, трудовыми договорами.
Основными нормативными документами 2 уровня являются Стандарты (Положения) по бухгалтерскому учету и отчетности.
Учетный стандарт можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Учетные стандарты (положения) призваны конкретизировать закон о бухгалтерском учете и отчетности.
Из перечисленных положений особенно важным является Положение «Учетная политика организации» (ПБУ 1/08) , поскольку в нем изложены основные принципы учета, Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное Приказом от 06.05.1999 № 33н ;
В элементе «Затраты на оплату труда» отражаются:
- затраты на оплату труда основного производственного персонала предприятия, включая премии рабочим и служащим за производственные результаты;
- стимулирующие и компенсирующие выплаты, в том числе компенсации по оплате труда в связи с повышением цен и индексацией доходов в пределах норм, предусмотренных законодательством;
- компенсации, выплачиваемые в установленных законодательством размерах женщинам, находящимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им определенного законодательством возраста;
- затраты на оплату труда не состоящих в штате предприятия работников, занятых в основной деятельности.
К документам 3 уровня относятся методические рекомендации, инструкции, которые призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями. Они разрабатываются Минфином РФ и различными ведомствами, к ним, в частности, относятся:
- Методические указания (типовые указания и рекомендации по ведению учета), подробно раскрывающие конкретные способы и правила ведения бухгалтерского учета применительно к соответствующему ПБУ;
- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкция по его применению;
- Унифицированные формы первичной учетной документации, утвержденные постановлением Госкомстата РФ.
К документам 4 уровня относятся рабочие документы конкретной организации, которые определяют особенности организации и ведения учета оплаты труда. Основными из них являются:
документ об учетной политике предприятия;
утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;
графики документооборота;
утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета;
утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.
Соблюдая Российское законодательство расходов на оплату труда можно добиться правильной организации постановки учета.
Нормативная база аудита операций по учету труда и его оплате может быть представлена в виде трех основных блоков:
1) нормативно-правовые акты, непосредственно регулирующие деятельность аудиторов
В данную группу нормативно-правовых актов входят:
Федеральный закон от 30.12.08 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» ;
Данным нормативно-правовым актом определяются общие основы аудиторской деятельности, даются определения основных институтов аудиторской деятельности, определяется правовой статус аудиторских организаций и независимых аудиторов и т.д.
Стандарты аудиторской деятельности
Стандарты аудита, регулирующие профессиональную деятельность аудиторов, играют важную роль в аудите и аудиторской деятельности. Эти стандарты имеют широкое признание во всем мире, поскольку позволяют достичь наибольшей объективности в выражении аудиторского мнения по поводу соответствия финансовой отчетности общепринятым принципам ведения бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности, а также устанавливают единые качественные критерии сравнения результатов аудиторской деятельности.
Согласно законодательно данной классификации, в России аудиторские стандарты подразделяются на: федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, обязательные для исполнения аудиторскими организациями и аудиторами за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер; внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
Федеральные Правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в настоящий момент в РФ, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002г. № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности».
2) нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок бухгалтерского учета труда и заработной платы,
3) локальная нормативная документация аудируемого предприятия, а также регистры бухгалтерского учета и бухгалтерская документация, подлежащая проверке.
2.2. Этапы и методы проведения аудита заработной платы.
Заработная плата работника складывается из следующих составляющих:
вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы;
компенсационных выплат, а именно за вредность труда, за труд на особых территориях и т.п.;
стимулирующих выплат, а именно премий, надбавок и иных поощрительных выплат.
Вознаграждение за труд и стимулирующие выплаты устанавливаются на договорном или локальном уровнях – трудовым и (или) коллективным договорами, соглашениями, локальными нормативными актами работодателя.
Основания для компенсационных выплат и их минимальные размеры устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами, а конкретные размеры фиксируются в локальных документах организации. При этом они не могут быть ниже нормативно установленных размеров.
Проверка внутренних нормативных документов организации подтверждает соблюдение действующих норм и правил трудового законодательства, предусмотренных Трудовым кодексом РК. Однако для подтверждения правильности документального оформления расчетов, ведения аналитического и синтетического учета, достоверности задолженности по расчетам с персоналом по оплате труда необходимо проведение детального исследования системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля расчетных операций. Аудит расчетов с персоналом по оплате труда включает ряд последовательных этапов.
Аудитор осуществляет контроль трудовой дисциплины и учета отработанного времени на основании ведения табельного учета. Он заключается в ежедневной регистрации явок на работу, ухода с нее, всех случаев опозданий и неявок с указанием их причины, а также часов простоя и часов сверхурочной работы.
Такой учет бухгалтер осуществляет в табеле учета рабочего времени. Проверяют табели на соответствие типовой форме, отметки о причинах неявок на работу или о работе в режиме неполного рабочего дня, о работе в сверхурочное время, отметки о фактически отработанном времени и днях в месяце.
Далее необходимо проверить правильность начисления заработной платы по расчетно-платежной ведомости, расчетным листкам, лицевым счетам. При этом, помимо подтверждения основного заработка, аудитор должен подтвердить обоснованность выплат работнику и проверить наличие оправдательных документов, подтверждающих прочие выплаты работникам, например, наличие справки-расчета бухгалтерии на доплаты при отклонении от нормальных условий труда, приказов руководителя о премировании, заявлений и приказов руководителя о выдаче материальной помощи и т.д.
Правильность начисления заработной платы за отработанное время аудитор устраняет при взаимной сверке данных с табелем учета рабочего времени. Все документы по начислению заработной платы проверяются следующим образом: наличие необходимых форм и видов документов, соответствие их унифицированным формам и правильность заполнения документов, обоснованность начислений заработка, правильность арифметических расчетов. При этом арифметическая проверка правильности начисления заработной платы осуществляется как по каждому работнику, так и общему фонду оплаты труда за месяц .
На следующем этапе аудита проводится контроль за правильностью начисления пособий по временной нетрудоспособности и отпускных работникам. Аудит осуществляется выборочным способом. Аудитор проводит следующие процедуры:
наличие документального подтверждения начисления пособий по временной нетрудоспособности и отпускных (заявления, приказы, больничные листы);
соблюдение законности начисления выплат в соответствии с действующим законодательством и Трудовым кодексом РФ (стаж работы, соблюдение максимального размера пособия по временной нетрудоспособности, количество дней отпуска);
документальная проверка начисления пособий по временной нетрудоспособности и отпускных (наличие листков нетрудоспособности, расчет отпускных и их оформление);
арифметическая проверка расчетов пособий по временной нетрудоспособности и отпускных (пересчитываются суммы, указанные бухгалтером).
В процессе аудита расчетов по оплате труда осуществляется проверка удержаний из заработной платы:
- обязательных удержаний из заработной платы (начисление налога на доходы физических лиц и удержания по исполнительным листам);
- удержания по инициативе работника (профсоюзные взносы, удержания сумм по кредитам, ссудам, удержание материального ущерба и т.д.).
При проверке обязательных удержаний из заработной платы аудитор устанавливает обоснованность применения налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, а так же является ли работник штатным работником или работает по совместительству. Определяются наличие других удержаний из заработной платы и правильность расчета суммы налога на доходы физических лиц с дохода работника. При этом следует помнить: другие удержания из дохода работника не уменьшают налогооблагаемую базу по НДФЛ.
Аудитор проверяет соблюдение исчисления налогооблагаемого дохода, в соответствии с которым работник имеет право на налоговые вычеты, а также устанавливает своевременность перечисления НДФЛ. В соответствии с действующим законодательством налог должен быть уплачен в бюджет не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов организации в банке на счета работников.
Следующим этапом аудита является проверка правильности расчета суммы заработной платы, подлежащей выплате работнику после удержаний. Для этого в расчетно-платежной ведомости выборочным путем аудитор рассчитывает суммы к выдаче путем вычитания из начисленного заработка общей суммы удержаний. Сумма в расчетно-платежной ведомости сопоставляется с суммами к выдаче в платежной ведомости. Для выплаты заработной платы могут оформляться расходные кассовые ордера.
Проводя проверку расчетов, аудитор путем документальной проверки должен установить правильность и обоснованность сумм депонентской задолженности, имеющейся на счетах организации, причины ее невыплат, а также обратить внимание на наличие сумм задолженности, по которой истек срок исковой давности. Такие суммы списываются на основании данных инвентаризации, письменного обоснования и приказа руководителя организации.
На заключительном этапе аудита осуществляется проверка организации бухгалтерского учета расчетов с персоналом по оплате труда по счету «Расчеты с персоналом по оплате труда». Далее осуществляется общая проверка реальности сальдо по счету «Расчеты с персоналом по оплате труда» в бухгалтерском учете, Главной книге и бухгалтерском балансе.
Методика аудита – это перечень способов практических действий, осуществляемых аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами в целях выражения мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РК во всех существенных отношениях.
Правильность оформления работников (прием на работу и увольнение) проверяется по приказам, контрактам, трудовым соглашениям. Из применяемых систем оплаты труда в основном используются сдельная и повременная системы, что должно быть отмечено в соответствующих документах работников предприятия. При повышенной оплате труда необходимо проверить правильность применения тарифных ставок или условий контракта, а при сдельной — правильность применения норм и расценок.Учет рабочего времени, соблюдения установленного режима работы и начисления заработной платы работающих, состоящих на повременной оплате труда, организуется в табеле учета использования рабочего времени и расч
ета заработной платы. По этому документу можно проверить все необходимые данные по каждому работающему (дни отпуска, время нахождения в командировке, дни болезни и др.).
Для проверки применяется метод сбора аудиторских доказательств по сопоставлению соответствующих документов (личных карточек, табелей учета рабочего времени) с приказами и распоряжениями.Проверка организации учета и контроля выработки и начисления заработной платы рабочим-сдельщикам. Аудитор проверяет, как оформлены первичные документы (наряды, маршрутные листы и др.), правильность применения норм и расценок, наличие подписей должностных лиц, заполнение соответствующих реквизитов; обращает внимание на имеющиеся исправления. Особое внимание уделяется: расчетам сдельного заработка при бригадной форме оплаты труда, правильности переноса итоговых сумм по работающим в расчетно-платежные ведомости. Целесообразно проверить, нет ли случаев повторного начисления сумм по ранее оплаченным документам (нарядам, разовым документам и др.). Если расчеты по учету сдельной заработной платы выполняются с применением ПК, то целесообразно проверить алгоритмы расчетов, нормативно-справочные данные.
2.3. Типичные ошибки при проведении аудита.
Для аудитора очень важно знать наиболее распространенные ошибки и нарушения, которые встречаются при расчетах по оплате труда.
Типичные ошибки, которые выявляются в ходе проверки расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям, следующие:
отсутствие обязательных системных документов, связанных с оплатой труда (Положения по оплате труда, Положения по премированию, штатного расписания, приказов, трудовых договоров, трудовых книжек, табелей учета рабочего времени и пр.)
не применяются типовые формы первичных документов по оплате труда;
несоблюдение условий труда, предусмотренных Трудовым кодексом РФ (не предоставление отпуска или предоставление его менее установленной продолжительности, принуждение к сверхурочной работе, невыплата заработной платы в установленные сроки),
несоответствие начисленной заработной платы или стимулирующих выплат условиям трудовых договоров, действующих в организации положениям,
неправильное начисление доплат, установленных Трудовым кодексом,
неправильное исчисление среднего заработка,
неправильное исчисление причитающихся работнику компенсаций (в частности за неиспользованный отпуск),
отсутствуют документы, подтверждающие начисление и удержание заработной платы;
допущены ошибки при начислении выплат по среднему заработку (отпускных, по временной нетрудоспособности и др.);
ненадлежащее ведется учет (неправильная корреспонденция счетов, расхождения между данными аналитического и синтетического учета и т.п.).
При автоматизации учета заработной платы к типичным ошибкам будет относиться, во-первых, несоответствие оборотов по счетам учета заработной платы, а во-вторых, несоответствие данных первичной документации, данным отраженным в системе ПК.