Реферат: Акустическое проектирование зала
В настоящее время практически все большие залы оборудуют системой звукоусиления, но для ряда залов предъявляются требования обеспечения оптимальных акустических условий без средств звукоусиления.
Дата добавления на сайт: 13 июня 2025
Акустическое проектирование зала
Введение
В настоящее время практически все большие залы оборудуют системой звукоусиления, но для ряда залов предъявляются требования обеспечения оптимальных акустических условий без средств звукоусиления. К залам с естественной акустикой относятся лекционные, театральные и концертные залы, залы многоцелевого назначения вместимостью до 3000 человек.
Для обеспечения хорошей акустики залов необходимо выполнить следующие рекомендации:
·время реверберации проектируемого помещения должно отличаться от рекомендуемого не более чем на 10%;
·на зрительских местах необходимо обеспечить максимально возможный уровень звукового давления полезного звука;
·выбрать форму и очертание внутренних поверхностей, обеспечивающих как формирование ранних малозапаздывающих звуковых отражений, так и необходимую степень диффузности звукового поля;
·предотвратить концентрацию звука, которая может возникнуть при наличии вогнутых поверхностей малого радиуса, а также избежать других акустических дефектов.
Нужного соотношения в распределении прямой и отраженной звуковой энергии, а также создания диффузного звукового поля добиваются путем правильного выбора:
·объема зала и его вместимости;
·взаимного размещения сцены и зрительских мест;
·профиля и места расположения отражающих поверхностей и отдельных архитектурных элементов;
·количества, свойств и размещения звукопоглощающего материала.
Исходные данные
Тип зала: зал многоцелевого назначения (конференц-зал)
Вместимость зала: 480 человек.
1. Подготовка исходных данных для компьютерного расчета времени реверберации зала
. Объем зала по заданной вместимости
реверберация акустический программа зал

V = 480*4 = 1920




Таблица 1
Назначение зала | Рекомендуемый удельный объем, м3 |
Концертный зал с органом и хором | 10-12 |
Концертный зал без органа, филармония | 8-9 |
Оперный театр | 6-7 |
Зал камерной музыки, оперетты | 6 |
Зал многоцелевого назначения | 4-6 |
Драматический театр | 5 |
2. Определяем характерные размеры зала по величине его объема, используя модуль золотого сечения
Модуль золотого сечения равен:

Х= 2,5 м
Линейные размеры зала в золотом сечении:
Высота Н=Х*3=8 м
Ширина В=Х*5=13 м
Длина L=Х*8=20 м
Корректировка объема помещения по выбранным размерам зала:
V = H*L*B = 8*13*20 = 2080 м3
. Принимаем размеры эстрады:
Высота 1 м,
Глубина 3 м.
. Размер зрительского места 0.5*0.5 м, площадь зрительского места - 0.25 м2
5. Расстояние от эстрады до спинки кресла 1-го ряда 1.5 м, расстояние между спинками кресел 0.9 м.
. Разрез и план зала с построением отражений показаны на рис. 1 и 2.
Рис. 1. План зала

Рис. 2. Разрез зала

2. Расчет в программе Acust
. Оценка распределения первых отражений и выбор оптимальной формы зала
Тип зала: конфеpенц-зал
Вместимость зала _______________ 480 чел.
Площадь пола __________________ 228.00 м кв
Площадь потолка ________________ 238.00 м кв
Суммарная площадь стен _________ 405.00 м кв
Суммарная внутренняя поверхность 871.00 м кв
Суммарный внутренний обьем _____ 2060.0 м куб
Расстояние (м), пройденное прямым и отраженным звуком
Номер точки | Прямой звук | потолок | стены | ||
падающий | отраженный | падающий | отраженный | ||
1 | 7.2 | 5.1 | 10.1 | 5.8 | 8.4 |
2 | 10 | 5.9 | 12.2 | 7.2 | 9.9 |
3 | 12.7 | 8.9 | 10.8 | 8.7 | 11.2 |
4 | 14.6 | 9.9 | 11.7 | 9.8 | 11.8 |
5 | 17.2 | 11.2 | 12.9 | 10.8 | 13.4 |
3. Разрез с распределением материалов по поверхностям

4. Распределение материалов по поверхностям
Основным материалом для стен назначена кирпичная кладка без расшивки швов, которая покрывает 85% всей площади стен. Дополнительным материалом стен являются деревянные панели, толщиной 5-10 мм с воздушной прослойкой (12%). Данные два материала по разному реагируют на высокие и низкие частоты: кирпич лучше отражает низкие частоты, а дерево - высокие. Поэтому предлагается комбинировать эти материалы для улучшения качества звука.
Основным материалом потолка назначена штукатурка, окрашенная клеевой краской, покрывающая 100% площади потолка. Пол выполнен из паркета.
Кресла со зрителями назначены жесткими, свободные кресла - с фанерной спинкой.
На зрительских местах обеспечен максимально возможный уровень звукового давления полезного звука. Разность уровней звукового давления прямого звука и отраженного от потолка и стен составляет самое максимальное 6.6 Дб, отражение полезно.
Форма и очертание внутренних поверхностей зала обеспечивают как формирование ранних звуковых отражений (оптимальное время запаздывания первых отражений для залов данного назначения 0,02-0,03 с), так и необходимую степень диффузности звукового поля.
На заднюю часть потолка, верхнюю часть дальней стены (на нерабочие поверхности) назначены слои пористого звукопоглотителя толщиной 100 мм и слой стеклоткани.