Реферат: Асинхронный двигатель с массивным ротором

Содержание
Асинхронный двигатель с массивным ротором
Параметрическая модель асинхронного двигателя с массивным ротором в установившихся и переходных режимах
Применение асинхронных двигателей с массивными роторами
Список литературы


Дата добавления на сайт: 01 июня 2025
Министерство высшего и среднего образования республики Узбекистан
Ташкентский Государственный Технический Университет имени Абу Райхана Беруни
Факультет: «Энергетический»

На тему: Асинхронный двигатель с массивным ротором
Предмет: Специальные электромеханичские преобразователи

Выполнил: Сулейманов Р.
Принял: Пирматов Н. Б.

Ташкент - 2014 г

Содержание

Асинхронный двигатель с массивным ротором
Параметрическая модель асинхронного двигателя с массивным ротором в установившихся и переходных режимах
Применение асинхронных двигателей с массивными роторами
Список литературы

Асинхронный двигатель с массивным ротором

асинхронный двигатель массивный ротор
Ротор этого двигателя представляет собой сплошной ферромагнитный цилиндр (рис. 1). Такой ротор играет одновременно роли магнитопровода и токопровода. Вращающееся магнитное поле проникает на определенную глубину в тело ротора и индуктирует в нем вихревые токи. Эти токи при взаимодействии с магнитным полем образуют электромагнитный момент. Вследствие сильно выраженного поверхностного эффекта вихревые токи протекают в сравнительно тонком слое на глубине проникновения электромагнитного поля в тело ротора. Эквивалентная глубина проникновения зависит от частоты перемагничивания ротора. Для двигателя, рассчитанного на частоту 50 Гц, эквивалентная глубина проникновения при пуске (5=1) составляет только 1-3 мм, в рабочем режиме при s = 0,05 - примерно 5-15 мм. Вообще в линейном приближении глубина проникновения изменяется обратно пропорционально +fs . Это приводит к соответствующему изменению сечения слоя, по которому протекают вихревые токи, активного сопротивления массивного ротора.

Асинхронный двигатель с массивным ротором (рис. 1)
Рис1

В результате такого проявления с массивным ротором поверхностного эффекта пусковой момент в двигателе с массивным ротором достаточно велик, и он уступает двигателю с короткозамкнутой обмоткой на роторе только по своим рабочим свойствам - КПД и коэффициенту мощности. Объясняется это тем, что в номинальном режиме при скольжении s = 0,1 -5-0,5 глубина проникновения тока и потока в тело ротора еще достаточно мала, а электрическое сопротивление для тока и магнитное сопротивление для потока велики, вследствие чего двигатель имеет большие электрические потери в роторе и большой намагничивающий ток.
Для улучшения рабочих характеристик иногда прикрепляют с двух сторон к торцевым поверхностям цилиндрического ротора медные короткозамыкающие кольца. Медные кольца имеют значительно меньшее удельное электрическое сопротивление, чем стальное тело ротора, и выполняют ту же роль, что и торцевые короткозамыкающие кольца беличьей клетки. В результате активное сопротивление массивного ротора уменьшается за счет увеличения электрической проводимости торцевых частей. С этой же целью в микродвигателях прибегают к покрытию внешней поверхности массивного ротора тонким слоем меди толщиной 0,1-0,3 мм. Кроме того, можно добиться улучшения рабочих характеристик подбором такого материала для массивного ротора, который обладал бы оптимальными электрической и магнитной проводимостями. В этом направлении в последнее время достигнуты определенные успехи. Получены сплавы, обладающие большей электрической проводимостью и меньшей магнитной проницаемостью, чем у стали, при применении которых глубина проникновения поля существенно возрастает и технические показатели улучшаются.
Применение массивного ротора, обладающего большой механической прочностью, позволяет построить асинхронные двигатели на весьма высокие частоты вращения (10 000-100 000 об/мин и более). Такие двигатели предназначаются для питания от источников повышенной частоты (400-1500 Гц и более) и находят применение в специальных электроприводах, например гироскопических устройствах.
Несмотря на технологичность конструкции двигателей с массивным ротором, в общепромышленном электроприводе они пока не применяются. Это связано исключительно с их недостаточно высокими энергетическими показателями в рабочих режимах.
Интересной разновидностью рассматриваемого двигателя является двигатель с полым магнитным ротором, В этом двигателе в целях уменьшения массы и момента инерции ротор выполняется в виде полого сплошного ферромагнитного цилиндра. Толщина его стенок может быть выбрана равной глубине проникновения в рабочих режимах. При частотах 400-1000 Гц она составляет 0,3-0,5 мм и 1 - 3 мм при 50 Гц.
Поскольку магнитный поток замыкается по стенкам полого магнитного ротора, в двигателе с таким ротором нет необходимости во внутреннем статоре. Этим он выгодно отличается от двигателя с полым немагнитным ротором. Однако из-за довольно низких КПД и cos ф, а также других недостатков двигатели с полым магнитным ротором имеют ограниченное распространение.
Ротор асинхронной машины можно изготовить из массивной стальной поковки без пазов и без обмотки. В этом случае роль обмотки играет сам массивный ротор, в котором вращающееся магнитное поле будет индуктировать токи.
Активное r2 и индуктивное сопротивления массивного ротора ввиду сильно выраженного поверхностного эффекта значительно зависят от скольжения. Так, в случае f1 = 50 Гц при пуске (S = 1) эквивалентная глубина проникновения токов в роторе составляет только 3 мм, при S = 0,02 - около 20 мм, при S = 0,001 - около 100 мм . Поэтому при пуске сопротивление r2 весьма велико и мало, а с уменьшением скольжения сопротивление r2 уменьшается, а - увеличивается.
В результате сильного проявления поверхностного эффекта пусковой момент двигателя с массивным ротором достаточно велик (рис. 2.).

Асинхронный двигатель с массивным ротором (рис. 2)
Рис. 2. Механическая характеристика асинхронного двигателя с массивным ротором

Однако двигатели средней и малой мощности с массивными роторами при f1 = 50 Гц имеют низкие кпд и коэффициент мощности.
Массивный ротор имеет большое преимущество в прочности. В связи с этим асинхронные двигатели с массивным ротором применяются для высоких скоростей вращения. Так, при частоте f1 = 1000 Гц и при числе пар полюсов р = 1 частота вращения магнитного поля.

Асинхронный двигатель с массивным ротором (рис. 3)

С целью улучшения рабочих характеристик иногда внешнюю поверхность массивного стального ротора покрывают медью, применяют медные кольца, прикрепленные к торцевым поверхностям массивного ротора. Иногда на цилиндрической поверхности ротора выполняют пазы, но без укладки в них обмотки.

Параметрическая модель асинхронного двигателя с массивным ротором в установившихся и переходных режимах


Массивный ротор представляется в виде вращающейся приведенной трехфазной обмотки. При частоте 50 Гц обмотки рассматриваются как электрические цепи с сосредоточенными параметрами, так как длина электромагнитной волны много больше линейных размеров обмоток. Принимается, что каждая фаза обмоток статора и ротора создает лишь основную пространственную гармоническую магнитного поля в зазоре. Моделью асинхронной машины (АМ) являются дифференциальные уравнения баланса напряжений фаз и уравнение движения ротора (рис. 3).

Асинхронный двигатель с массивным ротором (рис. 4)
Рис. 3. Фазовая система координат и система дифференциальных уравнений переходного процесса АМ

Влияние насыщения и поверхностного эффекта на магнитное сопротивление массивного ротора и, соответственно, на параметры приведенной обмотки ротора учитывается с помощью универсальной зависимости, введенной Л.Р. Нейманом. Параметры приведенной обмотки ротора определяются по алгоритму, представленному в 3. Основные положения алгоритма представлены ниже на примере машины с одной парой полюсов. Массивный ротор разбивается на 2N элементарных участков (рис. 4) (ln - толщина участка; un - периметр поперечного сечения участка).

Асинхронный двигатель с массивным ротором (рис. 5)
Рис. 4. Элементарные участки массивного ротора

Распределение намагничивающей силы вдоль окружности ротора принимается синусоидальным с амплитудой Fm2. Для N-го участка массивного ротора рассчитываются:
единичное комплексное магнитное сопротивление

Асинхронный двигатель с массивным ротором (рис. 6)

Асинхронный двигатель с массивным ротором (рис. 7)- действующее значение напряженности магнитного поля на поверхности участка; ∆F2N - падение магнитного напряжения в участке;
полно комплексное магнитное сопротивление участка при частоте перемагничивания f1

Асинхронный двигатель с массивным ротором (рис. 8)

магнитный поток в участке

Асинхронный двигатель с массивным ротором (рис. 9)

эквивалентное магнитное сопротивление массивного ротора

Асинхронный двигатель с массивным ротором (рис. 10)

электрическое сопротивление приведенной обмотки ротора:
при частоте перемагничивания f1

Асинхронный двигатель с массивным ротором (рис. 11)

при частоте перемагничивания f1*s

Асинхронный двигатель с массивным ротором (рис. 12)

активная и реактивная составляющие эквивалентного электрического сопротивления массивного ротора (фазы)

Асинхронный двигатель с массивным ротором (рис. 13)

В переходных режимах токи в фазах статора несимметричны. Изображающий вектор тока статора имеет вид

Асинхронный двигатель с массивным ротором (рис. 14)

где m - число фаз; iA , iB , iC - мгновенные токи А, В, С фаз статора; Асинхронный двигатель с массивным ротором (рис. 15)- оператор поворота. Полученный изображающий вектор тока эквивалентен по основной гармонической поля изображающему вектору тока при симметричном питании фаз статора. Характеристика намагничивания магнитной цепи ψm =f(I) рассчитывается при симметричном питании фаз статора. Амплитуда потокосцепления фазы статора рассчитывается как

Асинхронный двигатель с массивным ротором (рис. 16)

Действующее значение тока в фазе обмотки статора определяется по формуле

Асинхронный двигатель с массивным ротором (рис. 17)

Суммарное падение магнитного напряжения вдоль замкнутой линии магнитного потока (на два полюса) составляет

Асинхронный двигатель с массивным ротором (рис. 18)

При этом насыщение магнитной цепи статора учтено при расчете падений магнитного напряжения в зубцах и ярме статора; насыщение массивного ротора и действие поверхностного эффекта учтено при расчете падения магнитного напряжения в массивном роторе:

Асинхронный двигатель с массивным ротором (рис. 19)

Главная индуктивность фазы в зависимости от тока и скольжения определяется по формуле

Асинхронный двигатель с массивным ротором (рис. 20)

Влияние насыщения коронок зубцов статора на магнитные проводимости пазового и дифференциального рассеяния учитывается с помощью традиционной методики .
С помощью данной модели было произведено моделирование пуска асинхронного двигателя с массивным ротором, спроектированного на основе короткозамкнутого двигателя (мощность 3 кВт, синхронная частота вращения 3000 об/мин) при различных условиях работы, в том числе анормальных (питание несинусоидальным напряжением). Для проверки адекватности результатов, получаемых с помощью математической модели, она сопоставлена с математической моделью, основанной на расчетах мгновенных состояний электромагнитного поля.
Симметричный режим работы асинхронного двигателя с МФР. Рассмотрим пуск асинхронного двигателя (АД) с МФР на некоторую нагрузку. Произведем расчеты в параметрической и полевой моделях и сравним результаты по токам, скоростям и моментам. На рис. 5 показан ток одной из фаз статора АД с массивным ротором.

Асинхронный двигатель с массивным ротором (рис. 21)
Рис. 5. Ток фазы при пуске

Кривые с определенной погрешностью сходятся. Расхождения объясняются принятыми допущениями. По полученным зависимостям также легко рассчитываются показатели работы машины в установившемся и переходном режимах. Ток фазы статора быстро затухает до установившегося режима. Исходя из этого можно сделать вывод, что двигателям данного типа присуще быстрое затухание апериодической составляющей тока при пуске из-за большого активного сопротивления ротора.

Асинхронный двигатель с массивным ротором (рис. 22)
Рис. 6. Электромагнитный момент при пуске

На рис. 6 показано изменение электромагнитного момента АД с массивным ротором в переходном процессе пуска. Двигатель запускается, выходит на номинальную скорость при номинальной нагрузке. Максимальный бросок электромагнитного момента превышает номинальный момент почти в четыре раз. Такая высокая кратность обусловлена большой активной составляющей тока ротора. На графиках заметно отсутствие больших колебаний момента (знакопеременных), что также подтверждает быстрое затухание апериодической составляющей токов статора и ротора.

Асинхронный двигатель с массивным ротором (рис. 23)
Рис. 7. Кривые разгона

Сравнение графиков показывает, что кривые, рассчитанные в разных моделях, практически сходятся, а значит, разработанная модель способна адекватно оценивать работу АД с МФР в симметричных режимах работы. Несинусоидальное питание АД с МФР. Анализируется процесс пуска АД с МФР при питании симметричным несинусоидальным напряжением. Форма питающего напряжения принята пилообразной с амплитудой, равной амплитуде при синусоидальном питании. Двигатель запустился и набрал номинальную скорость при номинальной нагрузке. Ток статора имеет в своем составе множество временных гармонических составляющих как при пуске, так и в последующем установившемся режиме, появление которых обусловлено несинусоидальностью поля в зазоре.

Асинхронный двигатель с массивным ротором (рис. 24)
Рис. 8. Ток фазы при пуске

Асинхронный двигатель с массивным ротором (рис. 25)
Рис. 9. Электромагнитный момент при пуске

Пульсации момента в установившемся режиме (рис. 9) обусловлены взаимодействиями прямых и обратных полей с токами, индуцированными этими полями, что свойственно для работы любого асинхронного двигателя при несинусоидальном питании.

Асинхронный двигатель с массивным ротором (рис. 26)
Рис. 10. Ток фазы при пуске

В кривой скорости (рис. 10) в установившемся режиме отсутствуют пульсации, что объясняется малой амплитудой колебаний электромагнитного момента в установившихся режимах. Расхождения в кривых объясняются принятыми допущениями. Таким образом, разработанная простая параметрическая модель позволяет быстро и качественно оценить переходные и установившиеся режимы электроприводов с асинхронными двигателями с массивным ротором при различных условиях работы, в том числе анормальных. Некоторые авторы заявляют, что с увеличением мощности машины с массивным ротором зависимость параметров ротора от насыщения становится слабовыраженной. Исходя из этого можно предположить, что точность данной модели для более мощных машин становится большей.

Применение асинхронных двигателей с массивными роторами


Также двигатели применяются в различных установках специального характера, например, в гироскопических навигационных устройствах, и питаются токами повышенной частоты (400¸1000 Гц).


Список литературы


1. Проектирование электрических машин: учеб. для вузов. В 2-х кн.: кн. 2 / И.П. Копылов, Б.К. Клоков, В.П. Морозкин, Б.Ф. Токарев; под ред. И.П. Копылова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Энегроатомиздат, 1993. - 384 с.
. Куцевалов В.М. Вопросы теории и расчета асинхронных машин с массивными роторами. - М.; Л.: Энергия, 1966. - 304 с.
. Нейман Л.Р. Поверхностный эффект в ферромагнитных телах. - Л.; М., 1949.

Похожие материалы:


Реферат: Асинхронный двигатель с фазным ротором

Комментарии:

Вы не можете оставлять комментарии. Пожалуйста, зарегистрируйтесь.