Реферат: Ветровые установки

Уже очень давно, видя, какие разрушения могут приносить бури и ураганы, человек задумывался над тем, нельзя ли использовать энергию ветра.


Дата добавления на сайт: 23 марта 2025

Ветровые установки
ветродвигатель энергия крыльчатый колесо

1. Энергия ветра и возможности её использования
ветер ветродвигатель энергия
Уже очень давно, видя, какие разрушения могут приносить бури и ураганы, человек задумывался над тем, нельзя ли использовать энергию ветра.
Ветряные мельницы с крыльями-парусами из ткани первыми начали сооружать древние персы свыше 1,5 тыс. лет назад. В дальнейшем ветряные мельницы совершенствовались. В Европе они не только мололи муку, но и откачивали воду, сбивали масло, как, например в Голландии. Первый электрогенератор был сконструирован в Дании в 1890 г. Через 20 лет в стране работали уже сотни подобных установок.
Энергия ветра очень велика. Ее запасы по оценкам Всемирной метеорологической организации, составляют 170 трлн кВт·ч в год. Эту энергию можно получать, не загрязняя окружающую среду. Но у ветра есть два существенных недостатка: его энергия сильно рассеяна в пространстве и он непредсказуем - часто меняет направление, вдруг затихает даже в самых ветреных районах земного шара, а иногда достигает такой силы, что ломают ветряки.
Строительство, содержание, ремонт ветроустановок, круглосуточно работающих в любую погоду под открытым небом, стоит недешево. Ветроэлектростанция такой же мощности, как ГЭС, ТЭЦ или АЭС, по сравнению с ними должна занимать большую площадь. К тому же ветроэлектростанции небезвредны: они мешают полетам птиц и насекомых, шумят, отражают радиоволны вращающимися лопастями, создавая помехи приему телепередач в близлежащих населенных пунктах.
Принцип работы ветроустановок очень прост: лопасти, которые вращаются за счет силы ветра, через вал передают механическую энергию к электрогенератору. Тот в свою очередь вырабатывает энергию электрическую. Получается, что ветроэлектростанции работают как игрушечные машины на батарейках, только принцип их действия противоположен. Вместо преобразования электрической энергии в механическую, энергия ветра превращается электрический ток.
Для получения энергии ветра применяют разные конструкции: многолопастные «ромашки»; винты вроде самолетных пропеллеров с тремя, двумя и даже одной лопастью (тогда у нее есть груз противовес); вертикальные роторы, напоминающие разрезанную вдоль и насажанную на ось бочку; некое подобие «вставшего дыбом» вертолетного винта: наружные концы его лопастей загнуты вверх и соединены между собой. Вертикальные конструкции хороши тем, что улавливают ветер любого направления. Остальным приходится разворачиваться по ветру.
Чтобы как-то компенсировать изменчивость ветра, сооружают огромные «ветреные фермы». Ветродвигатели там стоят рядами на обширном пространстве и работают на единую сеть. На одном краю «фермы» может дуть ветер, на другом в это время тихо. Ветряки нельзя ставить слишком близко, чтобы они не загораживали друг друга. Поэтому ферма занимает много места. Такие фермы есть в США, во Франции, в Англии, а в Дании «ветряную ферму» разместили на прибрежном мелководье Северного моря: там она никому не мешает и ветер устойчивее, чем на суше.
Чтобы снизить зависимость от непостоянного направления и силы ветра, в систему включают маховики, частично сглаживающие порывы ветра, и разного рода аккумуляторы. Чаще всего они электрические. Но применяют также воздушные (ветряк нагнетает воздух в баллоны; выходя оттуда, его ровная струя вращает турбину с электрогенератором) и гидравлические (силой ветра вода поднимается на определенную высоту, а, падая вниз, вращает турбину). Ставят также электролизные аккумуляторы. Ветряк дает электрический ток, разлагающий воду на кислород и водород. Их запасают в баллонах и по мере необходимости сжигают в топливном элементе (т.е. в химическом реакторе, где энергия горючего превращается в электричество) либо в газовой турбине, вновь получая ток, но уже без резких колебаний напряжения, связанного с капризами ветра.
Сейчас в мире работает более 30 тыс. ветроустановок различной мощности. Германия получает от ветра 10% своей электроэнергии, а всей Западной Европе ветер дает 2500 МВт электроэнергии. По мере того как ветряные электростанции окупаются, а их конструкции совершенствуются, цена воздушного электричества падает. Так, в 1993 г. во Франции себестоимость 1 кВт·ч электроэнергии, полученной на ветростанции, равнялась 40 сантимам, а к 2000 году она снизилась в 1,5 раза. Правда энергия АЭС обходится всего в 12 сантимов за 1 кВт·ч.

2. Состояние и перспективы использования ВИЭ в мире по основным видам

Динамика исследования по видам ВИЭ в мире характеризуется следующими данными.
Установленная мощность ветроустановок в мире увеличилась с 6172 МВт в 1996 г., до 12000 МВт в 1999 г. и до 23000 МВт в 2001 г. Прогноз на 2006 г. - около 3600 МВт. Страны-лидеры: Германия - 4444 МВт, США - 1819 МВт; Дания - 1752 МВт; Испания - 1539 МВт; Индия - 1100 МВт.
Оборот ветроэнергетической индустрии в мире в 1998 г. составил 1,7 млрд долларов и по сравнению с 1997 г. увеличился на 31 %.
В Германии, например, только за первую половину 2001 г. введены в эксплуатацию ветроэнергетические установки (ВЭС) мощностью 800 МВт, что на 50 % больше, чем за весь 2000 г., а всего в стране на 2001 г. установлено почти 10000 МВт ВУ. Их доля в выработке электроэнергии составила более 2,5 %.

3 Классификация ветроустановок

Ветроустановки классифицируется по следующим признакам:
положению ветроколеса относительно направления ветра;
геометрии ветроколеса;
по мощности ветроустановки.
В настоящее время технические средства включают два основных типа промышленных ветроустановок: горизонтальные - с горизонтально осевой турбиной (ветроколесом), когда ось вращения ветроколеса параллельна воздушному потоку; вертикальные - с вертикально осевой турбиной (ротором), когда ось вращения перпендикулярна воздушному потоку.
Ветроколесо с горизонтальной осью делятся на однолопастные, двухлопастные, трехлопастные и многолопастные; с вертикальной осью различают следующие конструкции роторов: чашечный анемометр, ротор Савониуса, ротор Дарье, также имеются конструкции с концентратами (усилителями) ветрового потока, такие, как ротор Масгрува, ротор Эванса, усилители потока специальной конструкции.
Следует отметить, что ветроколесо с вертикальной осью вращения, в отличие от с горизонтальной, находятся в рабочем положении при любом направлении ветра, однако их принципиальным недостатком являются большая подверженность усталостным разрушениям из-за возникающих в них автоколебательных процессов и пульсация крутящего момента, приводящая к нежелательным пульсациям выходных параметров генератора. Из-за этого подавляющее большинство ветрогенераторв выполнено по горизонтально-осевой схеме, хотя продолжаются всесторонние проработки различных типов вертикально-осевых установок.
По мощности ветроустановки делятся на: малой мощности - до 100 кВт, средней - от 100 до 500 кВт, и большой (мегаваттного класса) - 0,5-4 МВт и более.
Существующие системы ветродвигателей по схеме устройства ветроколеса и его положению в потоке ветра разделяются на три класса.
Первый класс включает ветродвигатели, у которых ветровое колесо располагается в вертикальной плоскости; при этом плоскость вращения перпендикулярна направлению ветра, и, следовательно, ось ветроколеса параллельна потоку. Такие ветродвигатели называются крыльчатыми.
Быстроходностью называется отношение окружной скорости конца лопасти к скорости ветра:

Ветровые установки (рис. 1)

Крыльчатые ветродвигатели, согласно ГОСТ 2656-44, в зависимости от типа ветроколеса и быстроходности, разделяются на три группы (рисунок 3).
− ветродвигатели многолопастные, тихоходные, с быстроходностью Zn ≤ 2.
− ветродвигатели малолопастные, тихоходные, в том числе ветряные мельницы, с быстроходностью Zn > 2 .
− ветродвигатели малолопастные, быстроходные, Zn ≥ 3.
Ко второму классу относятся системы ветродвигателей с вертикальной осью вращения ветрового колеса. По конструктивной схеме они разбиваются на группы:
− карусельные, у которых нерабочие лопасти либо прикрываются шир-мой, либо располагаются ребром против ветра;
− роторные ветродвигатели системы Савониуса.
К третьему классу относятся ветродвигатели, работающие по принципу водяного мельничного колеса и называемые барабанными. У этих ветродвигателей ось вращения горизонтальна и перпендикулярна направлению ветра.
Ветровые установки (рис. 2)
- многолопастных; 2-4 - малолопастных
Рисунок 3. Схемы ветроколес крыльчатых ветродвигателей

. Принцип действия ВЭУ

Принцип действия ветровых турбин такой же, как у других турбин (паровой, газовой, водяной турбины). На рисунке 3 приведены принципиальные схемы основных ветровых турбин.
Двухлопастное ветроколесо обеспечивает большую экономичность, чем трехлопастное, однако, первое в ряде случаев подвержено значительным вибрационным нагрузкам, отсутствующим во втором случае. Центростремительную силу, действующую на лопасть, можно свести к минимуму, уменьшив ее массу. Для изготовления лопастей пригодны дерево, пластик и, в особенности, армированное стекловолокно, обладающее хорошими прочностными характеристиками. Стекловолокно выдерживает штормы, рабочие нагрузки и, кроме того, исключительно технологично. Защита от разрушения лопастей при чрезмерной силе ветра осуществляется с помощью поворотного механизма, который при заданной предельной скорости ветра разворачивает лопасти во флюгерное положение. Ветродвигатели с горизонтальной осью вращения, параллельной потоку, разработаны лучше, чем второй тип двигателей с вертикальной осью.
У ветродвигателей с горизонтальной осью имеется один главный недостаток: для получения оптимальной мощности они должны быть установлены на башне. Это связано не только с обеспечением свободного пространства для лопастей, а главным образом с тем, что скорость ветра с ростом высоты, как правило, возрастает. Необходимость строительства башни становится при этом важнейшим фактором, влияющим на экономическую целесообразность установки ветродвигателя в том или ином месте. Ветродвигатель с вертикальной осью вращения в этом смысле имеет преимущество, однако, и у него есть ряд своих недостатков.

Ветровые установки (рис. 3)
- однолопастной ротор; 2 - двухлопастной ротор; 3 - трехлопастной ротор; 4 - много-лопастной ротор; 5 - ротор типа "велосипедное колесо"; 6 - ротор Дарье; 7 - с горизонталь-ной осью вращения; 8 - с пневмопередачей мощности; 9 - парусного типа; 10 - с диффу-зором; 11 - с концентратором; 12 - многороторная; 13 - двухроторная; 14 - вихревые.
Рисунок 3. Принципиальные конструкции основных типов ветровых
турбин

Для повышения эффективности ВЭУ целесообразно объединение их в автономную малую энергосистему. При этом автономная ветроэнерге-тическая система будет иметь плавающую частоту напряжения из-за изменения скорости ветра. В данном случае целесообразно не жесткое, посредством линии электропередачи, а гибкое объединение автономных нетрадиционных источников энергии с централизованной системой энергоснабжения, т.е. создание гибких управляемых связей между энергосистемами.

5 Работа поверхности при действии на нее силы ветра

Скорость ветра является важнейшей характеристикой технических свойств ветра. Поток ветра с поперечным сечением F обладает кинетической энергией, определяемой выражением:

Ветровые установки (рис. 4)

Масса воздуха, протекающая через поперечное сечение F со скоростью V, равна:

Ветровые установки (рис. 5)

Мощность Т определяется произведением силы Р на скорость V:

Ветровые установки (рис. 6)

Одну и ту же работу можно получить либо за счёт большой силы, при малой скорости перемещения рабочей поверхности, либо, наоборот, за счёт малой силы, а, следовательно, и малой поверхности, но при соответственно увеличенной скорости её перемещения.
Допустим, мы имеем поверхность F, поставленную перпендикулярно к направлению ветра. Воздушный поток вследствие торможения его поверхностью получит подпор, и будет обтекать ее и производить давление силой Рх. Вследствие действия этой силы поверхность будет перемещаться в направлении потока с некоторой скоростью U (рисунок 4); работа при этом будет равна произведению силы на скорость U, с которой перемещается поверхность F, т. е.:

Ветровые установки (рис. 7)

где Рх - сила сопротивления, которая равна :

Ветровые установки (рис. 8)

где Сх - аэродинамический коэффициент лобового сопротивления;- поверхность миделевого сечения теля, т.е. проекции площади тела на плоскость, перпендикулярную направлению воздушного потока.
В этом случае ветер набегает на поверхность с относительной скоростью, равной :

Ветровые установки (рис. 9)

Подставив значение Рх получим:

Ветровые установки (рис. 10)

Определим отношение работы, развиваемой движущейся поверхностью к энергии ветрового потока, имеющего поперечное сечение, равное этой поверхности:

Ветровые установки (рис. 11)
После преобразований получим:

Ветровые установки (рис. 12)

Величину ξ называют коэффициентом использования энергии ветра.
Из уравнения мы видим, что ξ зависит от скорости перемещения поверхности в направлении ветра. При некотором значении скорости U коэффициент £ получает максимальное значение. В самом деле, если скорость перемещения поверхности равна нулю U = 0, то работа ветра также равна нулю. Если U = V, т.е. поверхность перемещается со скоростью ветра, работа также будет равна нулю, так как нет силы сопротивления, за счёт которой совершается работа. Отсюда следует, что значение скорости U заключено в пределах между U = 0 и U = V.
Установлено, чтобы получить максимальное ξ, поверхность должна перемещаться со скоростью:

Ветровые установки (рис. 13)

Максимальный коэффициент использования энергии ветра при работе поверхности силой сопротивления не может быть больше ξ = 0,192.
Наибольший коэффициент использования энергии ветра у роторных ветродвигателей системы Савониуса - 18 %.

Ветровые установки (рис. 14)
Рисунок 4. Действие силы ветра на поверхность
. Работа ветрового колеса крыльчатого ветродвигателя

Крыльчатые ветроколеса работают за счет косого удара при движении лопастей перпендикулярно к направлению скорости ветра в противоположность к прямому удару, рассмотренному в предыдущем случае. Устройство такого колеса показано на рисунке 5.
На горизонтальном валу закреплены крылья, число которых у современных ветродвигателей бывает от 2 и больше. Крыло ветроколеса состоит из маха а и лопасти б, закрепляемой на махе так, что она образует с плоскостью вращения некоторый угол φ. Этот угол называют углом заклинения лопасти (рисунок 6). При этом на ее элементы набегает воздушный поток с относительной скоростью W под углом ά, который называют углом атаки, и действует с силой R. Углы φ и ά в значительной мере определяют эффективность крыльев. Силу R раскладывают на силы Рх и Ру (рисунок 6, а). Силы Рх производят давление в направлении ветра, которое называется лобовым давлением. Силы Ру действуют в плоскости у-у вращения ветроколеса и создают крутящий момент.
Максимальные силы, приводящие колесо во вращение, получаются при некотором значении угла атаки ά, т.е. угла наклона относительного потока к поверхности лопасти. Ввиду того что окружная скоростью длине крыла неодинакова, а возрастает по мере удаления его элементов от оси вращения ветроколеса, относительная скорость W набегания потока на лопасть также возрастает.

Ветровые установки (рис. 15)
Рисунок 5. Конструктивная схема крыльчатого ветроколеса
Ветровые установки (рис. 16)
Рисунок 6. Схема действия сил воздушного потока на элемент лопасти (а) и графическое изображение относительного потока, набегающего на элементы лопасти, расположенные на разных радиусах ветроколеса (б)

Вместе с этим убывает угол атаки ά, и при некоторой окружной скорости wR, где w угловая скорость, этот угол станет отрицательным (рисунок 6, б). Следовательно, не все элементы крыла будут иметь максимальную подъемную силу.
Если мы будем уменьшать угол φ каждого элемента лопасти по мере удаления его от оси вращения так, чтобы наивыгоднейший угол атаки ά примерно сохранялся постоянным, то мы получим условие, при котором приблизительно все элементы лопасти будут работать со своей максимальной подъемной силой. Лопасть с переменным углом заклинения со получает форму винтовой поверхности.
Правильные углы заклинения лопасти при хорошем аэродинамическом качестве профиля, а также ширине, соответствующей заданной быстроходности, обеспечивают высокий коэффициент использования энергии ветра. У хорошо выполненных моделей он достигает 46 %.
В большинстве современных ветровых турбин с помощью специальных устройств (центробежных, гидравлических и других) обеспечивается возможность поворота всей лопасти или отдельной ее части, изменения за счет этого угла атаки и регулирования мощности на валу по заданному закону. При скорости ветра меньше номинальной лопасть разворачивается таким образом, чтобы угол атаки был оптимальным и коэффициент использования ветра максимальным. При скорости ветра больше номинальной разворотом лопасти добиваются уменьшения коэффициента использования энергии ветра до значения, при котором мощность на валу соответствует номинальной. На рисунке 7 на примере ветровой турбины номинальной мощностью 2 МВт показана зависимость мощности и коэффициента мощности (коэффициента использования энергии ветра) от скорости ветра.

Ветровые установки (рис. 17)
- идеальный ротор пропеллерного типа; 2 - двухлопастный скоростной ротор; 3 - ротор Дарье; 4 - ротор Савониуса; 5 - многолопастный ротор
Рисунок 7. Кривые зависимости коэффициента использования энергии ветра от коэффициента быстроходности

Угол атаки g, определяющий коэффициент мощности zp зависит от скорости ветра W и частoты вращения ротора w. В силу этого, коэффициент мощности удобно выражать с помощью параметра, учитывающего W и w. Таким параметром является коэффициент быстроходности
Ветровые турбины различных типов имеют существенно отличающиеся зависимости коэффициента использования энергии ветра от коэффициента быстроходности (рисунок 7).
Пример компоновки основных узлов ветроэнергетической установки с горизонтальной ост вращения показан на рисунке 8.
Недостатками ВЭУ являются непостоянство вырабатываемой электро-энергии, что создает определенные проблемы при их работе на сеть и необходимость использования аккумуляторов при работе в автономном режиме, а также более высока», чем на традиционных электростанциях, стоимость 1 кВт установленной удельной мощности и меньшее число часов ее использования.

Ветровые установки (рис. 18)
- лопасть; 2 - система разворота лопасти; 3- втулка; 4- дисковый тормоз; 5- мульти-пликатор; 6- гидромуфта; 7 - генератор; 8 - механизм системы поворота; 9 - тормоз системы поворота; 10- датчик системы поворота
Рисунок 8. Основные узлы ветроэнергетической установки с горизонтальной осью вращения

Однако эти недостатки перекрываются такими качествами ВЭУ как отсутствие топливной составляющей, неисчерпаемость первичного источника энергии, низка» стоимость вырабатываемой электроэнергии, возможность полной автоматизации, исключающей необходимость в обслуживающем персонале, возможность энергообеспечения автономных объектов, удаленных от электросетей, модульное исполнение, позволяющее наращивать установленную мощность по мере необходимости.

7. Преимущества и недостатки различных систем ветродвигателей. Методика определения параметров ветроустановок

Ветродвигатели карусельные и барабанные (второго и третьего классов) отличаются весьма простой схемой работы ветроколеса. У карусельных ветродвигателей воздушный поток, набегая на ветроколесо, давит на лопасти с одной стороны оси вращения; с другой же стороны он встречает либо ширму, прикрывающую лопасти, идущие против ветра, либо ребра лопастей, если они поворотные, вследствие чего давление потока на них оказывается весьма малым. В результате получается сила в плоскости вращения, которая создает крутящий момент ветроколеса. Аналогичное явление имеет место и у барабанных ветродвигателей. Однако у карусельных положение ветроколеса в потоке ветра более выгодно: оно всегда находится в рабочем положении, с какой бы стороны ни дул ветер. У барабанных же ветродвигателей, равно как и у крыльчатых (первый класс), требуется специальное устройство для установки ветроколеса на ветер при каждом изменении направления последнего.
Основные недостатки карусельных и барабанных ветродвигателей определяются самим принципом расположения рабочих поверхностей ветроколеса в потоке ветра.
. Так как рабочие лопасти колеса перемещаются в направлении воздушного потока, то ветровая нагрузка действует не одновременно на все лопасти, а поочередно.
Периодически лопасти затеняют друг друга почти на половине окружности, и каждая из лопастей только в одном положении воспринимает полный поток и может развивать максимальную мощность. Кроме того, когда лопасти прикрыты ширмой или направлены ребром к ветру, они развивают хотя и малый по величине, но все же отрицательный момент.
Вращающий момент ветроколеса получается равным разности моментов сил, действующих диаметрально противоположно лопасти. В результате коэффициент использования энергии ветра получается весьма низким и при самых благоприятных условиях не превышает величины 0,10, что установлено экспериментальными исследованиями.
Коэффициент использования энергии ветра карусельными ветродвигателями можно повысить путем усовершенствования поверхностей и комбинацией положения их в потоке ветра. Однако при конструктивном оформлении такой ветродвигатель получается сложнее крыльчатого.
. Движение поверхностей ветроколеса в направлении ветра не позволяет развивать большую скорость вращения, так как поверхности не могут двигаться быстрее ветра.
. Размеры используемой части воздушного потока (ометаемая поверхность) малы по сравнению с размерами самого колеса, что значительно увеличивает его вес, отнесенный к единице установленной мощности ветродвигателя.
У роторных ветродвигателей ветроколесо также вращается в горизонтальной плоскости, но протекание потока через ометаемую поверхность происходит совершенно иначе, чем у карусельного и барабанного ветродвигателей. В данном случае ветроколесо создает меньший подпор воздушного потока.
Поток ветра скользит по выпуклой поверхности и действует полной силой на изогнутую поверхность, огибает ее, создавая на поверхности дополнительную силу, вращающую ротор. Тех сопротивлений, которые имели место у карусельных ветродвигателей, в данном случае нет. Поэтому и коэффициент использования энергии ветра ветродвигателей системы Савониуса примерно в 2 раза выше, чем у карусельных. Продувками модели ротора Савониуса в аэродинамической трубе определен наибольший коэффициент использования энергии ветра Ветровые установки (рис. 19) = 0,18.
Крыльчатые ветродвигатели в значительной мере свободны от перечисленных выше недостатков карусельных и барабанных ветродвигателей, что подтверждается теоретическими расчетами и практическими данными.
Предлагаемая методика выбора технических характеристик ветроустановок предусматривает выполнение следующих пунктов:
а) статистическая обработка метеоданных о средних скоростях ветра с использованием в качестве исходной информации данных метеонаблюдений, статистических данных метеорологических ежемесячников или же экспериментальных данных;
б) расчет значений удельной мощности ветрового потока;
в) определение времени наблюдения по градациям скоростей ветра;
г) расчет годовых и месячных значений удельной энергии ветрового потока;
д) определение расчетного значения скорости ветроустановки;
е) определение возможной номинальной мощности, диаметра ветроколеса и высоты башни ВЭУ;
ж) выбор соответственно полученным результатам ветроустановки по каталогам;
и) расчет возможного годового производства электрической энергии ветроустановкой в соответствии с ее номинальными техническими параметрами и энергетическими характеристиками местного потока.

8. Перспективы развития ветроэнергетики в Казахстане

Основной причиной возникновения ветра является неравномерное нагревание солнцем земной поверхности.
Земная поверхность неоднородна: суша, океаны, горы, леса обусловливают различное нагревание поверхности под одной и той же широтой. Вращение Земли также вызывает отклонения воздушных течений. Все эти причины осложняют общую циркуляцию атмосферы. Возникает ряд отдельных циркуляции, в той или иной степени связанных друг с другом.
На экваторе у земной поверхности лежит зона затишья со слабыми переменными ветрами. На север и на юг от зоны затишья расположены зоны пассатов, которые вследствие вращения Земли с запада на восток имеют отклонение к западу. Таким образом, в северном полушарии постоянные ветры приходят с северо-востока, в южном с юго-востока, как показано на схеме (рисунок 1). Пассаты простираются примерно до 30° северной и южной широт и отличаются равномерностью воздушных течений по направлению и скорости. Средняя скорость юго-восточных пассатов северного полушария у поверхности земли достигает 6-8 м/сек. Эти ветры вблизи больших континентов нарушаются сильными годовыми колебаниями температуры и давления над материками. Высота слоя пассатов простирается от 1 до 4 км.
Выше над пассатами находится слой переменных ветров, а над этим слоем находится зона антипассатов, дующих в направлении, противоположном направлению пассатов. Высота слоя антипассатов меняется от 4 до 8 км в зависимости от времени года и от места.
В субтропических широтах в поясах высокого давления зоны пассатов сменяются штилевыми областями. К северу и югу от этих областей приблизительно до 70°на всех высотах дуют ветры между западным и юго-западным румбами в северном полушарии и между западным и северо-западным - в южном полушарии. В этих широтах, кроме того, в атмосфере непрерывно возникают и затухают вихревые движения, усложняющие простую схему общей циркуляции атмосферы, показанную на рисунке 1.
Местные ветры. Особые местные условия рельефа земной поверхности (моря, горы и т. п.) вызывают местные ветры.
Бризы. Вследствие изменения температур днём и ночью возникают береговые морские ветры, которые называются бризами.
Днём при солнечной погоде суша нагревается сильнее, чем поверхность моря, поэтому нагретый воздух становится менее плотным и поднимается вверх. Вместе с этим более холодный морской воздух устремляется на сушу, образуя морской береговой ветер. Поднимающийся над сушей воздух течёт в верхнем слое в сторону моря и на некотором расстоянии от берега опускается вниз.

Ветровые установки (рис. 20)
Рисунок 1. Схема общей циркуляции земной атмосферы

Таким образом возникает циркуляция воздуха с направлением внизу - на берег моря, вверху - от суши к морю. Ночью над сушей воздух охлаждается сильнее, чем над морем, поэтому направление циркуляции изменяется: внизу воздух течёт на море, а вверху с моря на сушу. Зона распространения бриза около 40 км в сторону моря и 40 км в сторону суши. Высота распространения бризов в наших широтах достигает от 200 до 300 м. В тропических странах бризы наблюдаются почти в течение всего года, а в умеренном поясе только летом, при жаркой погоде. У нас бризы можно наблюдать летом у берегов Чёрного и Каспийского морей.
Муссоны. Годовые изменения температуры в береговых районах больших морей и океанов также вызывают циркуляцию, аналогичную бризам, но с годовым периодом. Эта циркуляция, более крупного размера, чем бризы, называется муссонами. Возникают муссоны по следующим причинам. Летом континент нагревается сильнее, чем окружающие его моря и океаны; благодаря этому над континентом образуется пониженное давление, в воздух внизу устремляется к континенту от океанов, а вверху наоборот, течёт от континентов к окружающим океанам. Эти ветры носят название морских муссонов. Зимой континенты значительно холоднее, чем поверхность моря; над ними образуется область повышенного давления; вследствие этого нижние слои воздуха направляются от континента к океанам, а в верхних слоях - наоборот, от океанов к континентам. Эти ветры называются материковыми муссонами.
Сильные муссоны можно наблюдать на южном побережье Азии - в Индийском океане и Аравийском море, где летом они имеют юго-западное направление, а зимой - северо-восточное. У восточных берегов Азии также наблюдаются муссоны. Зимою дуют суровые северозападные материковые ветры; летом юго-восточные и южные морские влажные ветры.
Республика Казахстан по своему географическому положению находится в ветровом поясе северного полушария и на значительной части территории Казахстана наблюдаются достаточно сильные воздушные течения, преимущественно Северо-восточного, Юго-западного направлений. В ряде районов Казахстана среднегодовая скорость ветра составляет более 6м/с, что делает эти районы привлекательными для развития ветроэнергетики. В этой связи Казахстан рассматривается как одна из наиболее подходящих стран мира для использования ветроэнергетики. По экспертным оценкам, ветроэнергетический потенциал Казахстана оценивается как 1820 млрд. кВтч электроэнергии в год. Хорошие ветровые районы имеются в центральной части Казахстана, в Прикаспии, а также в ряде мест на Юге, Юго-Востоке и Юго-Западе Казахстана (рисунок 1).
Исследования ветроэнергетического потенциала в ряде мест по территории Казахстана, проведенные в рамках проекта Программы развития ООН по ветроэнергетике, показывают наличие хорошего ветрового климата и условий для строительства ВЭС в Южной зоне (Алматинская, Джамбульская, Южно-Казахстанская области), в Западной зоне (Мангистауская и Атырауская области), в Северной зоне (Акмолинская область) и Центральной зоне (Карагандинская область) (таблица 1).
Ветровые установки (рис. 21)
Рисунок 1. Ветровой атлас Казахстана

Таблица 1
Перечень исследованных площадок для строительства ВЭС (по данным метеоисследований ПРООН)
№ п/пНаименование площадкиОбластьСкорость ветра на высоте 50 мПредполагаемая мощность ВЭС, МВт
1Джунгарские воротаАлматинская обл.9,750
2Шелекский коридорАлматинская обл.7,7100
3КордайЖамбыльская обл.6,110-20
4Жузымдык-ЧаянЮКО6,710-20
5АстанаАкмолинская обл.6,820
6ЕрейментауАкмолинская обл.7,350
7КаркаралинскКарагандинская обл.6,110-20
8АркалыкКостанайская обл.6,210-20
9АтырауАтыраусская обл.6,8100
10Форт-ШевченкоМангыстаусская обл.7,550

Наличие свободного пространства позволяют развивать мощности ВЭС до тысяч МВт. Исследования распределения ветроэнергетического потенциала по территории Казахстана должны быть продолжены с целью определения перспективных площадок для строительства ВЭС. Моделирование развития электроэнергетического сектора Казахстана с использованием компьютерных моделей (программа Маркал была представлена для исследований КазНИИЭК, МООС и УР) показало, что в условиях роста цен на энергоносители, привлечения инвестиций в модернизацию и обновление генерирующих мощностей, ветроэнергетика будет востребована на рынке электроэнергии в размере до 300 МВт к 2015 г. и порядка 2000 МВт к 2024 г. (рисунок 2).

Ветровые установки (рис. 22)
Рисунок 2. Потенциал использования гидро и ветроэнергетики в Республике Казахстан

Список рекомендуемой литературы

1.Ахмедов Р.Б. Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии. - М.: О-во «Знание», 1988.
.Фатеев Е.М. Ветродвигатели и ветроустановки. - М.: ОГИЗ-Сельхозгиз,1948.-544 с.

Комментарии:

Вы не можете оставлять комментарии. Пожалуйста, зарегистрируйтесь.