Курсовая работа: БИНАРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В АЛГЕБРЕ И ГЕОМЕТРИИ
Содержание
Введение
. «Математическая структура» как одно из ведущих понятий математики
.1 Ведущее понятие как основа для обобщающего повторения школьного курса математики
. Бинарное отношение - основные определения
2.1 Примеры алгебраических бинарных отношений
2.2 Примеры бинарных отношений из курса геометрии
. Обобщающее повторение. Проектная деятельность
Список использованных источников
Дата добавления на сайт: 27 февраля 2025
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Кафедра функционального анализа и алгебры
КУРСОВАЯ РАБОТА
Бинарные отношения в алгебре и геометрии
Работу выполнила
Доронина Л.С.
Краснодар 2014
Содержание
Введение
. «Математическая структура» как одно из ведущих понятий математики
.1 Ведущее понятие как основа для обобщающего повторения школьного курса математики
. Бинарное отношение - основные определения
2.1 Примеры алгебраических бинарных отношений
2.2 Примеры бинарных отношений из курса геометрии
. Обобщающее повторение. Проектная деятельность
Список использованных источников
Введение
Объекты в математике, имеющие определенные свойства, образуют множества с заданными на них операциями. В свою очередь, объекты на множестве связывают некоторые отношения. Данные отношения должны удовлетворять некоторым условиям, являющимися их свойствами.
Отношения по своей природе могут быть весьма разнообразными. Отношения в групповых структурах называются законами композиции, это такое отношение между двумя элементами, которое определяет однозначно третий элемент как функцию двух переменных. Соответствующая структура называется алгебраической структурой. Другой тип структуры определен отношением порядка.
В данной работе будит рассматриваться бинарные отношения на примерах из алгебры и геометрии. Работа состоит из четырех разделов. Первый раздел рассказывает об истории возникновения понятия «математическая структура». Второй раздел описывает основные понятия, которые встречаются в работе. В третьем разделе рассмотрены примеры бинарных отношений из школьного курса алгебры. В четвертом разделе описаны примеры бинарных отношений из школьного курса геометрии.
1. «Математическая структура» как одно из ведущих понятий математики
Одним из подходов к определению математики является системно-структурный подход. Такой подход к объектам исследования связан с переходом от конкретной содержательной аксиоматики к аксиоматике сначала абстрактной, а затем полностью формализованной. В конкретной содержательной аксиоматике, подобной аксиоматике Евклида, исходные понятия и аксиомы в качестве интерпретации имеют единственную систему хотя и идеализированных, но конкретных объектов. В противоположность этому абстрактная аксиоматика допускает бесчисленное множество интерпретаций. Формализованная аксиоматика характеризуется точным заданием правил вывода и вместо содержательных рассуждений использует язык символов и формул. Тогда одни и те же аксиомы могут описывать свойства и отношения самых различных по своему конкретному содержанию объектов.
Эта фундаментальная идея лежит в основе понятия математической структуры. Большой вклад в систематизацию современной математики на базе основных математических структур внесла работа группы французских математиков (А. Вейль, Л. Шварц, К. Шевалье, А. Картан, С. Эйленберг и др.), выступавших под псевдонимом Н. Бурбаки.
В основу своей систематизации Н. Бурбаки положили аксиоматический метод, теорию множеств и понятие математической структуры: «Общей чертой различных понятий, объединенных этим родовым понятием, является то, что они применимы к множеству элементов, природа которых не определена. Чтобы определить структуру, задают одно или несколько отношений, в которых находятся его элементы; затем постулируют, что данное отношение или данные отношения удовлетворяют некоторым условиям (которые перечисляют и которые являются аксиомами рассматриваемой структуры)».
Таким образом, математика изучает только те свойства структур, которые вытекают из принятой системы аксиом. В соответствии с положениями Н. Бурбаки структуры подразделяются на три основных типа: алгебраические, порядковые и топологические.
По мнению ряда крупных математиков, понимание математической структуры Н. Бурбаки слишком узко. Например, в классификации Н. Бурбаки отсутствуют комбинаторные структуры, являющиеся основой конструктивного подхода в математике. По словам Б.В. Гнеденко, «выявилось стремление переместить центр интересов и представлений с понятий математики непрерывного в так называемую конечную математику» [3, с.60].
Также в системе Н. Бурбаки нет места для наглядно-геометрических структур, геометрических образов. Один из членов группы Н. Бурбаки - Ж. Дьедонне - намеренно показал в своей книге «Линейная алгебра и элементарная геометрия» пример изложения курса без единого чертежа. Очевидно, что такой односторонний подход сильно обедняет математическую науку. Так, например, Ю.И. Манин отмечает: «Пространства функций в большинстве случаев бесконечномерны, но возможность направленно воспитать, а затем применить развитую конечномерную (даже трехмерную) интуицию, оказалась исключительно плодотворным открытием» [9].
Следовательно, необходим более широкий подход к пониманию математической структуры. В частности, Л.Д. Кудрявцев предложил включить в понятие математических структур структуры, являющиеся математическими моделями реальных явлений (то есть структуры, образующиеся в теории информации, теории операций, теории случайных процессов и т.д.).
В работе В.А. Тестова предложено толкование математической структуры, на основе социокультурного системного подхода: «под математической структурой можно понимать совокупность устойчивых связей, обеспечивающих целостность математического объекта (математической системы, математической модели). Эта совокупность устойчивых связей математического объекта может быть задана различными способами (аксиоматически, конструктивно, описательно, в виде наглядных образов)» [12, с.25].
Таким образом, математические структуры в понимании Н. Бурбаки, являются лишь частным случаем более широкого толкования этого термина, данного современными авторами. Эти структуры, по выражению французского математика Р. Тома, называются стандартными. Следовательно, к стандартным структурам мы относим алгебраические, порядковые и топологические структуры.
Алгебраические структуры. Примерами таких структур являются группы, кольца, поля, векторные пространства и т.д. Основные характеристики алгебраической структуры: задание на некотором множестве


Порядковые структуры. Они характеризуются тем, что на множестве объектов задается отношение между двумя элементами, которое мы чаще всего выражаем словами «меньше или равно». Это отношение обладает свойствами рефлексивности, транзитивности и антисимметричности. Изучение общих свойств различных упорядоченных множеств привело к возникновению таких абстрактных порядковых структур как цепи, вполне упорядоченные множества, решетки, булевы алгебры и т.д.
Топологические структуры. Множество


Как показали данные психологических исследований, проведенных школой Ж. Пиаже, психологические математические структуры, образующиеся в сознании ребенка, полностью соответствуют основным типам математических структур. Таким образом, была установлена аналогия между «архитектурой» математики как науки и «архитектурой» развивающегося мышления. Алгебраические структуры, а именно группы, по мнению Ж. Пиаже [10], соответствуют операторным механизмам ума, подчиненным форме обратимости, которую Ж. Пиаже называет инверсией, то есть такой, что произведение операции на обратную есть тождественная операция. Понятие об алгебраических структурах начинает формироваться у ребенка на стадии конкретных операций (с 7 до 11-12 лет). Но к изучению понятия группы можно приступать только на стадии формальных операций не ранее 14-15 лет с накопления и обобщения отдельных свойств алгебраических операций. Понятие же абстрактной группы намного более общее и изучаться должно значительно позднее.
В связи с этим многие математики считают, что задачей математического образования является развитие структур мышления, познание посредством этого развития структур математических, а значит и математики как таковой. Ряд идей о реформе математического образования был высказан еще Ф. Клейном в Эрлангенской (1872 г.), а затем в Меранской программе (1906 г.), в частности, им на первое место были выдвинуты понятие группы и идея преобразований.
1.1 Ведущее понятие как основа для обобщающего повторения школьного курса математики
Выделение ведущего понятия повлечет за собой упорядочение блока учебного материала. Многие факты, которые ранее рассматривались как изолированные, окажутся проявлениями одной общей идеи, а это будет способствовать более глубокому пониманию и усвоению курса. В работах В.А. Далингера говорится, что «ведущими понятиями мы будем считать те, которые удовлетворяют следующим критериям. Они должны:
формировать у учащихся научное мировоззрение;
значительно чаще других понятий служить средством изучения различных вопросов математики;
активно работать на протяжении большого промежутка времени;
способствовать наиболее полной реализации внутрипредметных связей, а, в конечном счете, и межпредметных;
иметь прикладную и практическую направленность».
Совершенно очевидно, что идея алгебраической структуры пронизывает весь курс школьной математики: школьники изучают числовые множества и свойства операций на них введенных (сложение, умножение, вычитание, деление), учатся работать с многочленами или векторами (операция сложения), в старших классах знакомятся с геометрическими преобразованиями (операция композиции). На самом деле все подготовлено для того, чтобы выполнить последний шаг - свести в единое целое весь изученный материал и увидеть общую основу. Оказывается, природа элементов изучаемых множеств (чисел, векторов, многочленов, преобразований) не имела значения, важен был набор свойств операции, введенной на данном множестве.
В качестве другой иллюстрации отметим, что понятие порядковой структуры также имеет немаловажное значение для школьного курса математики. Это ведущее понятие связано с одним из самых общих понятий математики - понятием соответствия (а также бинарного отношения). Важнейшие бинарные отношения и соответствия - это эквивалентности, порядки и функциональные соответствия. В геометрии примером отношения эквивалентности является понятие параллельности, определенном на множестве прямых плоскости. Классы этой эквивалентности представляют собой пучки параллельных прямых. На множестве векторов понятие эквивалентности (свободный вектор) иногда подменяется понятием равенства, что может повлечь трудности методического характера при изучении темы. Заметим, что, работая со свободным вектором, школьник имеет дело с представителем класса фактор-множества векторов плоскости. Вне математики отношения эквивалентности также играют очень большую роль: они возникают всякий раз, когда нам приходится проводить классификацию объектов той или иной природы.
С отношением порядка мы встречаемся каждый раз, когда сравниваем действительные числа по величине, людей по старшинству и т.д. В школьном курсе примерами таких отношений служат отношения «делится нацело», «делит», «меньше или равно».
Третий тип бинарных отношений, важность которого для школьного курса математики переоценить трудно, - функциональные отношения.
Приведенные нами примеры показывают необходимость разработки специальной технологии обобщения и систематизации на основе ведущей идеи, позволяющей в определенные моменты изучения курса математики в школе включать в процесс обучения уроки (цикл уроков, факультативный курс) обобщающего повторения.
2. Бинарное отношение - основные определения
Наиболее важными в алгебре и, следовательно, наиболее исследованными являются бинарные операции. Примерами таких операций могут служить сложение и умножение чисел, сложение и умножение матриц, сложение векторов в векторном линейном пространстве.
Если


Прежде всего, договоримся читать запись




Рассмотрим понятие «отношение» в общем случае. Пусть











Сформулируем определение бинарного отношения.
Для любых двух множеств





Бинарные отношения


)рефлексивность

)симметричность

)антисимметричность:







)транзитивность


Бинарное отношение


)рефлексивность:


)антисимметричность:





)транзитивность:





Интересна геометрическая интерпретация свойств бинарных отношений на числовых множествах. Например, бинарное отношение












Бинарное отношение







Бинарное отношение






Бинарное отношение


Бинарное отношение







Бинарные отношения можно рассматривать на самых различных множествах. Приведем некоторые примеры отношений из алгебры и геометрии.
2.1 Примеры алгебраических бинарных отношений
Пример 2.1.1.
Для действительных чисел будем исследовать свойства бинарных отношений в том случае, когда отношение



Проверим свойства:
)Рефлексивность будет выполняться, поскольку


)Данное отношение не будет антисимметрично, поскольку если мы возьмем







Проверим выполнение условия в случаи, когда





Получили, что


3)Проверим транзитивность, тогда должно выполняться следующее условие:



Оно, очевидно, будет выполняться для любых элементов из множества R.
) Проверим симметричность на конкретном примере. Предположим


Тогда получаем





Пример 2.1.2.



) Проверим рефлексивность.






) Проверяем симметричность. Должно выполняться следующее условие:









) Проверяем транзитивность.








) Проверим антисимметричность. Должно выполняться условие:









О данном отношении можно сказать, что оно является упорядочением множества

Пример 2.1.3.
Определим отношение





Рисунок 1
) Проверим рефлексивность.




) Проверяем, будет ли данное отношение симметричным. Для этого необходимо выполнение следующего условия:












) Транзитивность в данном отношении будет выполняться в следующем случае: если















) Рассмотрим свойство антисимметричности. Если (














Пример 2.1.4.
Возьмем отношение на множестве Z, которое зададим следующим образом:



Рисунок 2
) Данное отношение не обладает свойством рефлексивности. Так как неравенство строгое, то условие

) Проверим отношение на симметричность. Должно выполняться следующее условие:





) Проверяем транзитивность. На данном подмножестве транзитивность выполняется, если







) Условие антисимметричности выполняется, если







Пример 2.1.5.
Рассмотрим следующий пример бинарного отношения:


Рисунок 3
) Рассмотрим свойство рефлексивности. Данное отношение будет обладать данным свойством, поскольку оно содержит биссектрису



) Проверим симметричность. Данное отношение будет симметричным, если будет выполняться условие


Рассмотрим пару чисел






Рисунок 4
3) Проверим свойство транзитивности. Должно выполняться условие











Рисунок 5
4)Проверяем антисимметричность. Должно выполняться условие











Рисунок 6
Пример 2.1.6.
Рассмотрим бинарное отношение


Рисунок 7
) Данное отношение обладает свойством рефлексивности, поскольку условие

) Рассмотрим свойство симметричности. Оно будет выполняться, если истинно условие





) Проверим свойство транзитивности. Если








) Проверим антисимметричность. Подмножество обладает свойством антисимметричности, если
















Пример 2.1.7.
Рассмотрим бинарное отношение:

) Очевидно, что данное отношение не обладает свойством рефлексивности, поскольку


) Проверим свойство симметричности.




) Проверяем свойство транзитивности. Должно выполняется следующее условие:








) Проверяем антисимметричность.








2.2 Примеры бинарных отношений из курса геометрии
Пример 2.2.1.
Рассмотрим




)Данное отношение обладает свойством рефлексивности, если



)Проверим, обладает ли подмножество свойством симметричности.







Рисунок 8
3)Рассмотрим свойство транзитивности. Должно выполнятся следующее условие:




Рисунок 9
4)Рассмотрим свойство антисимметричности. Оно будет выполнятся, если







Пример 2.2.2.
Рассмотрим множество


)Рассмотрим свойство рефлексивности. Тогда должно выполнятся следующее условие



Рисунок 10
2)Проверим свойство симметричности. Оно будет выполняться при следующем условии:









Рисунок 11
)Рассмотрим свойство транзитивности. Данное подмножество транзитивно, если








Рисунок 12
4) Проверим антисимметричность. Данное подмножество не будет обладать свойством антисимметричности, если






Пример 2.2.3.
Рассмотрим множество






Рассмотри следующее бинарное отношение:


)Проверим свойство рефлексивности.


)Рассмотрим свойство симметричности.








)Проверим транзитивность. Должно выполняться следующее условие:














)Проверяем антисимметричность. Данное свойство выполняется, если











3. Обобщающее повторение. Проектная деятельность
математика алгебраический геометрический бинарный
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в школе является включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность. Цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетенции в предметной области, не только на развитие их способностей, но и на создание проектного продукта. Приведем пример проектного задания для проведения исследования на уроках обобщающего повторения курса математики в контексте ведущего математического понятия «порядковая структура».
Задание.
Рассмотрите виды бинарных отношений:
) Бинарное отношение r называется отношением эквивалентности, если оно обладает одновременно рефлексивностью, симметричностью и транзитивностью (1,2,4 - свойства).
) Бинарное отношение r называется отношением частичного порядка, если оно обладает одновременно рефлексивностью, антисимметричностью и транзитивностью (1,3,4 - свойства).
) Бинарное отношение r называется отношением линейного порядка, если оно обладает свойством упорядоченности и является отношением частичного порядка.
Ниже приведена таблица (таблица 1) с примерами бинарных отношений как продукт исследовательской деятельности учащихся классов с углубленным изучением математики:
Таблица 1
Описание бинарного отношения | Свойства | Вид этого бинарного отношения | |||
1 рефл. | 2 сим. | 3 антисим. | 4 транз. | ||
хr1 у Ы "х делит у", где х, у О N. | + | - | + | + | Отношение частичного порядка. |
хr2 у Ы "х делит у", где х, у О Z. | - | - | - | + | - |
хr3 у Ы "х делится на у", где х, у О N. | + | - | + | + | Отношение частичного порядка. |
хr4 у Ы "х Ј у", где х, у О R. | + | - | + | + | Отношение частичного порядка, обладающее свойством упорядоченности - линейный порядок. |
хr5 у Ы "х = у", где х, у О Х и Х - множество чисел. | + | + | + | + | Отношение эквивалентности. |
хr6 у Ы "х № у", где х, у О N. | - | + | - | - | - |
хr7 у Ы "х = у", где х, у О Х и Х - множество геометрических фигур. | + | + | + | + | Отношение эквивалентности. |
хr8 у Ы "х подобно у", где х, у О Х и Х - множество геометрических фигур. | + | + | - | + | Отношение эквивалентности. |
хr9 у Ы "х = у", где х, у О Х и Х - множество векторов. | + | + | + | + | Отношение эквивалентности. |
хr10 у Ы "х коллинеарен у", где х, у О Х, Х - множество всех векторов на плоскости (в пространстве). | + | + | - | - | - |
хr11 у Ы "х коллинеарен у", где х, у О Х, Х - множество ненулевых векторов на плоскости (в пространстве) | + | + | - | + | Отношение эквивалентности. |
хr12 у Ы "х Н у", где х О Х, у О Y, Х-произвольное непустое множество, a Y-множество, элементами которого служат некоторые подмножества множества Х. | + | - | + | + | Отношение частичного порядка. |
хr13 у Ы "х К у", где х О Х, у О Y, Х-произвольное непустое множество, a Y-множество, элементами которого служат некоторые подмножества множества Х. | + | - | + | + | Отношение частичного порядка. |
хr14 у Ы "х Н у", где х, у О W(Х), X = {1,2,3} а W(Х) = {(Ж), {1}, {2}, {3}, {1,2}, {1,3}, {2,3}, {1,2,3}} -совокупность подмножеств множества Х. | + | - | + | + | Отношение частичного порядка. |
Список использованных источников
1.Беран Л. Упорядоченные множества. М.: Наука, 1981.
.Бурбаки Н. Очерки по истории математики. М.: ИЛ., 1963.
.Гнеденко Б.В. Математика и математическое образование в современном мире. М.: Просвещение, 1985. - 191 с.
.Кострикин А.И. Введение в алгебру. Часть I. Основы алгебры. М.: Физматлит, 2004.
.Курош А.Г. Лекции по общей алгебре. М.: Наука, 1973.
.Макарычев Ю.Н. Алгебра. 8 класс. Учебник. М.: Просвещение, 2013.
.Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Алгебра. 9 класс. Учебник. М.: Просвещение, 2009.
.Манин Ю.И. Математика и физика. М.: Знание, 1979. С. 63.
.Пиаже Ж. Структуры математические и операторные структуры мышления // Преподавание математики. М.: Учпедгиз, 1960. С. 10 - 30.
.Погорелов А.В. Геометрия учебник для 7 - 9 классов. М.: Просвещение, 2009.
.Тестов В.А. Стратегия обучения математике. М.: Технологическая Школа Бизнеса, 1999. С. 304.
.Цыпкин А.Г. Справочник по математике. М.: Наука, 1980.