Курсовая работа: Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики

Изучение различных преобразований выражений и формул занимает значительную часть учебного времени в курсе школьной математики. Простые преобразования, опирающиеся на свойства арифметических операций, производятся уже в начальной школе и в IV-V классах.


Дата добавления на сайт: 19 февраля 2025
Содержание

Введение
1. Теоретические основы изучения показательной и логарифмической функций в школьном курсе математики
1.1 Анализ учебников
.2 Основные понятия, связанные с понятиями показательной и логарифмической функций в школьном курсе математики
.3 Анализ результатов ЕГЭ 2012-2013 гг.
. Решение задач с использованием логарифмической и показательной функции в школьном курсе математики
.1 Обзор задач и упражнений на решение показательной логарифмической функций в школьном курсе математики
.2 Методика решения типовых задач, связанных с показательной и логарифмической функциями, в школьном курсе математики
.3 Подбор задач на нахождение и использование показательной и логарифмической функций в школьном курсе математики
Заключение
Список использованных источников

Введение

Изучение различных преобразований выражений и формул занимает значительную часть учебного времени в курсе школьной математики. Простые преобразования, опирающиеся на свойства арифметических операций, производятся уже в начальной школе и в IV-V классах. Но основная нагрузка по формированию умений и навыков выполнения преобразований приходится на школьный курс алгебры. Связано это как с быстрым увеличением числа и разнообразия совершаемых преобразований, так и с усложнением деятельности по их доказательству и выяснению условий применимости, с выделением и изучением понятий, преобразований. Данная исследовательская работа в области алгебры и начала анализа на тему "Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики".
Большой вклад в разработку данной темы внес математик и механик - Леонард Эйлер. Близкое к современному понимание логарифмирования - как операции, обратной возведению в степень - впервые появилось у Валлиса и Иоганна Бернулли , а окончательно было узаконено Эйлером . В книге "Введение в анализ бесконечных" Эйлер дал современные определения показательной и логарифмической функций, привёл разложение их в степенные ряды, особо отметил роль натурального логарифма. Эйлеру принадлежит и заслуга распространения логарифмической функции на комплексную область.
Неслучайно то, что показательная функция играет важную роль в математике, её используют как математическую модель для большого класса процессов в области физики и экономики. Также в нахождении закономерностей этих процессов используется логарифмическая функция. Без изучения этих функций школьный курс математики имел бы меньшую значимость не только в математическом образовании, но и в формировании мышления учащихся, в осуществлении связи обучения математики с жизнью.
Первый раздел данной работы описывает основы изучения показательной и логарифмической функций в школьном курсе математики, так же включает анализ учебников и результатов ЕГЭ 2012-2013 гг. по исследуемой теме, рассматривается непосредственно сама показательная и логарифмическая функции.
Второй раздел включает решение примеров и задач с использованием показательной и логарифмической функций.
Объект исследования: процесс изучения показательной и логарифмической функций в школьном курсе математики.
Предмет исследования: содержание и методы изучения показательной и логарифмической функций в школьном курсе математики.
Цель исследования: проанализировать содержание и методы обучения, систематизировать задачи по теме материала "Показательная и логарифмическая функции".
На основании объекта и цели исследования следует рассмотреть следующие задачи:
.провести теоретический анализ школьных учебников, интернет-источников, педагогической и методической литературы по теме исследования;
.рассмотреть основные понятия, утверждения, типовые задачи, связанные с показательной и логарифмической функциями в школьном курсе математики;
.рассмотреть различные методики решения типовых задач;
.выполнить подбор и систематизацию задач на нахождение и использование показательной и логарифмической функций в школьном курсе математики.
Теоретическая значимость работы заключается в получении знаний, способствующих изучению различных сторон математических понятий показательной и логарифмической функций.
Практическая значимость исследования определяется тем, что учебные материалы, направлены на повышение уровня знаний понятий при изучении темы "Показательная и логарифмическая функции".

1. Теоретические основы изучения показательной и логарифмической функций в школьном курсе математики

.1 Анализ учебников

Проанализируем учебники по Алгебре и начала математического анализа таких авторов, как Колмогоров А.Н. и Мордкович А.Г.
В учебнике для 10-11 классов 2008 года общеобразовательных учреждений под редакцией А.Н. Колмогорова, авторы которого: А.Н. Колмогорова, А.М. Абрамов, Ю.П. Дудницын, Б.М. Ивлев, С.И. Шварцбург, изучение темы "Показательная и логарифмическая функции" начинается в 11 классе.
Учебник Колмогорова А.Н. поможет старшеклассникам, подготовится к экзаменам и получит основу знаний для поступления в ВУЗ. Учебник написан на высоком научном уровне, основные теоретические положения иллюстрируются конкретными примерами. Каждый пункт книги содержит образцы решения типичных задач, соответствующих обязательному уровню подготовки по данной теме, и более трудные задачи для учащихся, хорошо и отлично усвоивших пройденный материал. Вопросы и задачи на повторение, которыми заканчивается четвертая глава учебника, позволят учащимся проконтролировать свои знания и умения, а также могут быть использованы учителем при проведении итогового опроса или зачета. Упражнения для повторения всего темы помещены в главе "Задачи на повторение", а задачи повышенной трудности содержит заключительная глава [5, с. 1].
Анализ содержания учебника для 10-11 классов 2009 года общеобразовательных учреждений (базовый уровень) А.Г. Мордковича показал, что материал дает цельное и полное представление о показательной и логарифмической функции. Отличительные особенности учебника - более доступное для школьников изложение материала по сравнению с традиционными учебными пособиями, наличие большого числа примеров с подробными решениями. Параграфы имеют повествовательный стиль, легкий и доступный для всех учащихся, хорошо и полно раскрывается теория. Построение всего курса осуществляется на основе приоритетности функционально-графической линии. Данный учебник отвечает требованиям обязательного минимума содержания образования [6, с. 1].

.2 Основные понятия, связанные с понятиями показательной и логарифмической функций в школьном курсе математики

Функцию вида

Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 1),

где Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 2) и Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 3) Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 4)1, называют показательной функцией.
Основные свойства показательной функции

Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 5):

Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 6):

1)Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 7)= Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 8)
2)Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 9)

)возрастает
)непрерывна;
при 0 1 изображен на рисунке 1.

Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 16)
Рисунок 1Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 17) График функции Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 18), где Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 19) > 1
График функции Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 20), где Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 21) изображен на рисунке 2.

Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 22)
Рисунок 2Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 23) График функции Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 24), где Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 25)

Кривую, изображенную на рисунке 1 или 2, называют экспонентой. Впрочем, экспонентой называют и саму показательную функцию Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 26). Так что термин "экспонента" используется в двух смыслах: и для наименования показательной функции, и для названия графика показательной функции. Обратите внимание на геометрическую особенность графика показательной функции Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 27): ось х является горизонтальной асимптотой графика функции Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 28) при Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 29), если Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 30) и при Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 31), если Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 32).
Школьники часто путают термины: "степенная функция" и "показательная функция". Сравните:
Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 33),Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 34),Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 35),Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 36)- это примеры степенных функций.
Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 37)- это примеры показательных функций.
Вообще
математика показательный логарифмический функция
Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 38),

где Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 39) - конкретное число, - степенная функция (аргумент х содержится в основании степени);

Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 40),

где Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 41) - конкретное число (положительное и отличное от 1), называется показательной функцией (аргумент х содержится в показателе степени).
А такую "экзотическую" функцию, как Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 42), не считают ни показательной, ни степенной (ее иногда называют показательно-степенной).
Основные свойства показательной функции
.Если Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 43), то равенство Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 44) справедливо тогда и только тогда, когда Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 45)
.Если Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 46), то неравенство Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 47) справедливо тогда и только тогда, когда Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 48) (рис. 3); неравенство Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 49) справедливо тогда и только тогда, когда Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 50).

Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 51)
Рисунок 3Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 52) График функции Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 53)
.Если Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 54), то равенство Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 55) справедливо тогда и только тогда, когда Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 56)
.Если Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 57), то неравенство Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 58) справедливо тогда и только тогда, когда Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 59) (рис. 4); неравенство Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 60) справедливо тогда и только тогда, когда Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 61).

Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 62)
Рисунок 4Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 63) График функции Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 64)

Показательными уравнениями называют уравнения вида Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 65), где Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 66) - положительное число, отличное от 1, и уравнения сводящиеся к этому виду.
Основные свойства:
.Показательное уравнение Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 67) (где Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 68), Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 69)) равносильно уравнению Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 70)
.Показательными неравенствами называют неравенства вида Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 71), где а - положительное число, отличное от 1, и неравенства, сводящиеся к этому виду.
.Если Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 72), то показательное неравенство Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 73) равносильно неравенству того же смысла: Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 74) Если Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 75), то показательное неравенствоИзучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 76) равносильно неравенству противоположного смысла: fИзучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 77)
Логарифмом положительного числа Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 78) по положительному и отличному от 1 основанию Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 79) называют показатель степени, в которую нужно возвести число а, чтобы получить число Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 80).
Свойства логарифма:

) Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 81)
) Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 82)
) Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 83)
Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 84))Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 85)

Логарифм по основанию Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 86) обычно называют десятичным логарифмом и обозначают как Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 87).
Функция Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 88) её свойства и график.
График функции Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 89) симметричен графику функции Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 90) относительно прямой Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 91)
В соответствии с рисунком 5 схематически изображены графики функций Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 92) и Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 93) в случае, когда Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 94).

Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 95)
Рисунок 5Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 96) График функции Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 97)

Свойства функции Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 98),Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 99)

) Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 100)= Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 101)

) не является ни четной, ни нечетной;
3) возрастает на (0; +Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 102));Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 103)
) не ограничена сверху, не ограничена снизу;
) не имеет ни наибольшего, ни наименьшего значений;
) непрерывна;

) Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 104)

) выпукла вверх.
На рисунке 6 схематически изображены графики функций Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 105) и Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 106) в случае, когда Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 107)

Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 108)
Рисунок 6Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 109) График функции Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 110)

Свойства функции Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 111),Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 112)

) Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 113)

) не является ни четной, ни нечетной;
) убывает на (0; +Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 114));
) не ограничена сверху, не ограничена снизу;
) не имеет ни наибольшего, ни наименьшего значений;
) непрерывна;

) Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 115)

) выпукла вниз.
Отметим, что ось Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 116) является вертикальной асимптотой графика логарифмической функции и в случае, когда Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 117), и в случае, когда 0 Номер заданияВ5В7Средний процент выполнения заданий8458Миним.7353Максим.9163
Наилучшие результаты по выполнению заданий первой части учащиеся нашего края показали при выполнении задания В5. Хуже всего выпускники 2012 года справились с выполнением заданий В7, это можно увидеть на рисунке 2. При выполнении заданий повышенного и высокого уровне сложности выпускники 2012 года показали лучше результат по заданию С3 и хуже справились с решением задания С5. На рисунке 3 приведен средний балл выполнения заданий 2Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 222)ой части.

Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 223)
Рисунок 2 Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 224) Процент выполнения заданий 1-й части ЕГЭ-2012 по математике

Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 225)
Рисунок 3Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 226) Средний балл выполнения заданий 2-й части ЕГЭ-2012 по математике

Все варианты КИМ включали задание на тождественное преобразование выражений, содержащих степени и логарифмы (В7). В каждом варианте ЕГЭ-2012 содержалось только одно задание непосредственно на преобразование выражений. При выполнении этого задания учащимся необходимо было применить основное тригонометрическое тождество с учетом знаков тригонометрических функций по четвертям. Средний процент выполнения этого задания оставил 58%. Следует отметить, что в 2011 году с таким же заданием в среднем справилось 55% выпускников края.
При решении других заданий первой части преобразований выражений не требовалось. Однако элементом решения задачи С3 и С5 было преобразование логарифмических, показательных и степенных выражений. В вариантах КИМ-2012 из всех видов уравнений, рассматриваемых в школьном курсе математики, в первой части работы были представлены только логарифмические уравнения (задания В5). Средний процент выполнения этих заданий составил 84,3%. При этом задания "Найдите корень уравнения Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 227) наши выпускники выполнили на 73%, задание "Найдите корень уравнения Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 228)на 91%. Идея решения этих уравнений совершенно одинакова, разница лишь в проводимых вычислениях [7, с. 1-26].
Теперь сравним результаты выполнения заданий В5, В7, С3, С5, приведенные в таблицах 2 и 3.

Таблица 2 Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 229) Результаты выполнения учащимися заданий В5, В7 КИМов ЕГЭ за два года
Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 230)

Таблица 3Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 231) Результаты выполнения учащимися заданий С3, С5 КИМов ЕГЭ за два года
ГодКоличество балловС3С5
201208796
201385,792,6
2012193
20138,22,9
2012210
20130,71,6
2012330
20135,40,9
201241
20132

Задачи второй части остаются по-прежнему очень сложными для выпускников, о чем свидетельствуют статистические данные. При подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по математике целесообразно познакомить их с опубликованными вариантами работ, критериями оценивания заданий С3 и С5, а так же вести исчерпывающий разбор типичных ошибок, выявлять их природу и происхождение, так как без этого нельзя обеспечить эффективные средства исправления и предупреждения ошибок в будущем.

2. Решение задач с использованием логарифмической и показательной функции в школьном курсе математики

.1 Обзор задач и упражнений на решение показательной логарифмической функций в школьном курсе математики

. Решите уравнения и неравенства:

) Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 232);

Ответ: Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 233)[1, с. 239].

) Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 234);

Ответ: Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 235) [1, с. 240].

3)Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 236)

Ответ: Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 237)[1, с. 243].

4)Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 238)

Ответ: Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 239) [1, с. 244].

. Решите уравнение

Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 240)

Ответ: Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 241) [1, с. 245].
. Решите систему уравнений

Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 242)

Ответ: Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 243) [1, с. 246].
. Решите неравенство

Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 244)

Ответ: Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 245) [1, с. 248].
. Вычислите:

а) Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 246);

Ответ: Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 247)[1, с. 250].

б) Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 248);

Ответ: Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 249)[1, с. 251].

в) Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 250)

Ответ: Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 251)[1, с. 251].
. Найдите наименьшее и наибольшее значения функции на заданном промежутке:

а) Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 252)

Ответ: Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 253)[1, с. 254].

Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 254);

Ответ: Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 255)[1, с. 254].
.Постройте график функции

Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 256)

Ответ: смотрите рисунок 1 [1, с. 256].

Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 257)
Рисунок 1- График функций

.Известно, что положительные числа Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 258) связаны соотношением Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 259). Выразить Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 260) (Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 261)) через логарифмы по основанию Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 262)чисел Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 263)
Ответ:

Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 264) [1, с. 259].

9.Решите уравнение

Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 265)

Ответ: Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 266)[1, с. 264].

.Решите уравнение Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 267)

Ответ: Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 268)[1, с. 265].

.Решите неравенство Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 269)

Ответ: Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 270)[1, с. 269].
.Провести касательную к графику функции Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 271) в точке Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 272);
Ответ: Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 273)[1, с. 272].
.Вычислить значение производной функции Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 274) в точке Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 275)
Ответ:Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 276) [1, с. 278].
.Исследовать на экстремум функцию

Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 277) ;

Ответ: Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 278) [1, с. 279].

2.2 Методика решения типовых задач, связанных с показательной и логарифмической функциями, в школьном курсе математики

1.Решите уравнение

Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 279).

Решение. Построив в одной системе координат графики функций Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 280), замечаем, что они имеют одну общую точку Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 281) Значит, уравнение Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 282) имеет единственный корень Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 283)[1, с. 256].
2.Решите уравнение

Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 284)[10, с. 1].

Решение. Здесь есть возможность и левую и правую части уравнения представить в виде степени с основанием Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 285). В самом деле:

1)Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 286)
)Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 287)
)Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 288)
4)Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 289)

Таким образом, заданное уравнение мы преобразовали к виду

Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 290)

Далее получаем:

Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 291)

3.Решите неравенство

Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 292)[10, с. 4].

Решение. Заданное неравенство равносильно неравенству противоположного смысла

Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 293)

Найдем корни квадратного трехчлена

Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 294):
Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 295), Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 296)

Значит, неравенство Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 297)
4.Вычислить Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 298) [1, с. 260].
Решение. Пусть Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 299) Тогда, по определению логарифма, Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 300). Решая это показательное уравнение, последовательно находим:

Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 301)

5.Найдите наименьшее и наибольшее значения функции на заданном промежутке

Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 302) [10, с. 5].

Решение. Функция Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 303) непрерывная и убывающая, поскольку основание этой логарифмической функции, т.е. число Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 304), меньше Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 305) Следовательно, своих наибольшего и наименьшего значений функция достигает на концах заданного отрезка Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 306)

Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 307)
Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 308)

6.Вычислите Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 309)[10, с. 6].
Решение. Поработаем с показателем степени:

Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 310)

Теперь заданное числовое выражение мы можем записать в виде Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 311) .
Далее находим:

Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 312).

Остается вспомнить, что Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 313) Значит,

Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 314)

7.Решить систему уравнений

Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 315)

Решение. Преобразуем первое уравнение системы к более простому виду:

Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 316)
Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 317)
Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 318)
Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 319)

Преобразуем второе уравнение системы к более простому виду:

Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 320)
Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 321)

Решим полученную систему уравнений

Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 322)

Подставив Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 323) вместо Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 324) во второе уравнение системы, получим:

Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 325)

Из соотношения Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 326) находим соотношение:

Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 327)

Осталось сделать проверку найденных пар Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 328) с помощью условий, которые задают область допустимых значений переменных Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 329)эти условия мы находим, анализируя исходную систему уравнений. Пара (Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 330) удовлетворяет условиям, а пара Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 331) не удовлетворяет.
Ответ: (Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 332)
8.Решите систему неравенств

Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 333) .

Решение.
Неравенство Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 334) запишем в виде

(Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 335)

Относительно Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 336) неравенство имеет вид: Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 337), откуда получаем:

(Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 338),
Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 339)

Значит,

Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 340), Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 341)

Второе неравенство системы определено при

Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 342)

то есть при Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 343) и Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 344) При допустимых значениях значений переменной получаем:

Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 345), Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 346) Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 347) Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 348) Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 349).

С учетом области допустимых значений переменной получаем решение второго неравенства системы:

Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 350)

Сравним Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 351) и Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 352). Так как Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 353), то

Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 354),

следовательно,

Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 355)

Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 356) Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 357) Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 358).
Ответ: Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 359) Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 360)[11, с.1].

2.3 Подбор задач на нахождение и использование показательной и логарифмической функций в школьном курсе математики

.Решите неравенства:

а) Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 361) [10, с. 6]Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 362)
б) Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 363)[10, с. 3].

.Решите уравнения:

а) Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 364) [9, с. 5].
б) Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 365)

найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 366) [10, с. 2].
.Найдите корни уравнений:

а) Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 367) [10, с. 8].
б) Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 368)[10, с. 7].

.Решите системы неравенств:

а) Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 369)
б) Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 370) Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 371).
Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 372)) Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 373)[9, с. 1].
Подведем некоторые итоги. Можно выделить три основных метода решения примеров и задач:
1)Функционально-графический метод. Он основан на использовании графических иллюстраций или каких-либо свойств функций.
2)Метод уравнивания показателей. Он основан на теореме о том, что уравнение Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 374) равносильно уравнению Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 375), где Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 376) - положительное число, отличное от 1.
3)Метод введения новой переменной.

Заключение

В данной курсовой работе по теме "Логарифмическая и показательная функции" было рассмотрено введение данного материала в школьный курс алгебры и начала анализа. Логарифмическая и показательная функции часто используются для решения различных задач. В ЕГЭ на исследуемую тему отведено четыре задания, два из которых из первой части и два из второй. Задания бывают смешанного типа, где знание показательной и логарифмической функции поможет решить их. Показательная функция является математической моделью для большого класса процессов в области физики и экономики. Поэтому изучение данной темы играет важную роль в школьном курсе математики для школьников.
Следует отметить, что была изучена научно Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 377) методическая литература таких авторов, как Колмогорова А.Н. и Мордковича А.Г., способствующая усвоению материала темы "Логарифмическая и показательная функции". Приведены примеры смешанного типа. Подробно разобраны типовые задачи по теме материала и выделены три основных метода решения:
)функционально-графический метод;
)метод уравнения показателей;
)метод введения новой переменной.
В процессе исследования:
-Проведен сравнительный анализ теоретических основ изучения показательной и логарифмической функций в школьном курсе математики;
-Проанализирован результаты ЕГЭ 2012-2013 гг. по данной теме;
-Приведены примеры и задачи, способствующие изучению материала темы " Логарифмическая и показательная функции".
Подведя итоги можно сказать, что поставленные задачи решены, цель исследования достигнута.

Список использованных источников

1. Мордкович А.Г. Алгебра и начала математического анализа: учебник для учащихся 10Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 378)11 классов. - 10-е изд. - М., 2009.Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 379) С. 232Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 380)273.
. Колмогоров А.Н., Абрамов А.М., Дудницын Ю.П. Алгебра и начала математического анализа: учебник для 10Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 381)11 классов. Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 382) 17-е изд. Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 383)М., 2008. Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 384) С. 201-261.
. Башмаков М.И. Алгебра и начала математического анализа: учебник для учащихся 10Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 385)11 классов. - 2-е изд. - М., 1992.Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 386) С. 185Изучение показательной и логарифмической функции в школьном курсе математики (рис. 387) 303.
. Образовательный сайт SLOWO.ws, 2006-2013.
URL: http://slovo.ws/urok/algebra/10/014/001.html (16.03.2014).
. Образовательный сайт NASHOL.COM, 2007-2014.
URL:http://nashol.com/2012061365602/algebra-i-nachala-matematicheskogo-analiza-10-11-klass-kolmogorov-a-n-abramov-u-p-2008.html (17.03.2014).
. Образовательный сайт NASHOL.COM, 2007-2014.
URL:http://nashol.com/20100414357/algebra-i-nachala-analiza-10-11-klassi-uchebnik-mordkovich-a-g-2001.html (17.03.2014).
Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования, 2007-2014.
URL: http://kkidppo.ru/metodicheskiy-analiz-ege-2012 (02.04.14).
8. Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования, 2007-2014.
URL:http://kkidppo.ru/metodicheskiy-analiz-ege-2013 (02.04.14).
. Образовательный сайт YOUR TUTOR репетитор математики и физики / статья Селиверстова Сергея Валерьевича, 2011-2013.
URL: http://yourtutor.info/решение-систем-неравенств-репетитор
10. Федеральный институт педагогических измерений / Открытый банк заданий ЕГЭ / Математика, 2004-2014.
URL: http://www.fipi.ru/os11/xmodules/qprint/afrms.php?proj= (31.03.14).
11. Федеральный институт педагогических измерений, 2004-2014.
URL: http://www.fipi.ru/view/sections/92/docs/ (31.03.14).
. Столяр А.А. Методы обучения математике: пособие для учителей средней школы, 1966.
. Стефанова Н.Л., Подходова Н.С. Методика и технология обучения математике. Курс лекции: пособие для вузов. - М., 2005.



Комментарии:

Вы не можете оставлять комментарии. Пожалуйста, зарегистрируйтесь.